Государственная политика финансовой поддержки промышленных предприятий в посткризисный период
В посткризисный период для активизации деятельности промышленных предприятий необходимо усилить роль институтов развития (разного рода государственных и государственно-частных фондов). При помощи этих фондов государство может устранить так называемые "провалы рынка", возникающие из-за расхождения интересов частных предприятий и общества. Целесообразно было бы возобновить деятельность Государственного инновационного фонда и его региональных отделений для финансовой поддержки процессов разработки и освоения принципиально новых видов продукции, проведения научных исследований в отношении развития инфраструктуры рынка технологий. Такие фонды существуют во многих развитых и постсоциалистических странах. Так, например, в Канаде действует Федеральный фонд технологических партнерств - основной государственный институт, влияющий на развитие инновационной деятельности в частно-предпринимательском секторе. Фонд предоставляет частным компаниям фанты на выполнение НИОКР и внедрение новейших технологий в размере около 30% их собственных затрат на указанные цели. Денежные средства фонда могут быть получены предприятием любой формы собственности в случае выполнения им проекта, связанного с освоением и организацией серийного производства новой продукции. В Беларуси денежные средства инновационного фонда выделяются заявителю на принципах долевого финансирования (до 50% общей стоимости проекта) и могут быть направлены на цели организации и проведения научных исследований и разработок.
Для активизации инновационных процессов в промышленности государство должно способствовать созданию венчурных фондов и принять непосредственное участие в нем. Предметом венчурного финансирования должны стать предприятия и производства с преобладанием пятого и шестого технологических укладов, а также инновационно активные субъекты хозяйствования с доминированием более низких технологических укладов. Потенциальными источниками формирования венчурных фондов могут быть денежные средства бюджетов, часть прибыли НБУ, доходы от приватизации государственного имущества.
С целью аккумуляции финансовых ресурсов для финансирования приоритетных инвестиционных проектов Программой экономических реформ на 2010- 2014 годы, разработанной Комитетом по экономическим реформам при Президенте Украины, предусмотрено принять проект Закона Украины "О Фонде будущих поколений". Этим законопроектом должны устанавливаться основные требования к инновационно-инвестиционным проектам, финансовым активам, объемам и срокам размещения денежных средств фонда. Государство должно поддерживать проекты отечественных предприятий, в результате выполнения которых будут внедрены новейшие технологии, налажено производство конкурентоспособной продукции, созданы новые рабочие места. Источниками формирования фонда могут стать поступления от владения государственными корпоративными правами и другими активами, находящимися в государственной собственности (дивидендами, процентами, арендной платой и т. п.) и сегодня направляемыми Фондом государственного имущества Украины в государственный бюджет; поступления от продажи государственного имущества; поступления от продажи доли государства в уставном капитале хозяйственных товариществ; денежные средства от выпуска ОВГЗ; поступления денежных средств от МФО, а также 50% отчислений выручки от экспорта продукции.
Для увеличения финансовых ресурсов для реализации проектов, перспективных для развития промышленности, целесообразно было бы:
вводить льготы для банков, кредитующих такие проекты, в виде отчислений в резервные фонды и применения сниженной ставки рефинансирования, с одновременным увеличением объемов продаж им денежных ресурсов Национальным банком Украины (это позволит снизить уровень кредитных рисков и поддержать стабильность банковской системы в целом);