Государственная политика финансовой поддержки промышленных предприятий в посткризисный период
Тема контрольной работы "Государственная политика финансовой поддержки промышленных предприятий в посткризисный период" по дисциплине "Финансы Украины".
Как показал двадцатилетний опыт рыночных реформ в Украине, в условиях глобализации создание конкурентоспособного промышленного комплекса без финансовой поддержки со стороны государства не возможно из-за некоторых особенностей современного воспроизводственного процесса.
Во-первых, рыночная экономика носит циклический характер, проявляющийся в постоянном нарушении технологической сбалансированности и ее последующем восстановлении на более высоком научно-технологическом уровне. Продолжительная технологическая несбалансированность влечет за собой потери эффективности во всей экономике. Поддержание экономики в технологическом равновесии не вписывается в микроэкономический механизм хозяйствования. Показатели микроэкономического эффекта (прибыль, инвестиции, отраслевой и корпоративный рост выпуска продукции) косвенно и неоднозначно соответствуют количественным и структурным аспектам экономического роста. Они являются текущими индикаторами, на основе которых возможно проанализировать, насколько институциональные условия функционирования хозяйствующих субъектов отвечают потенциально возможному экономическому росту. С одной стороны, возможна ситуация, когда негативные институциональные факторы не позволяют достичь микроэкономической эффективности, а с другой - благоприятные институциональные условия позволяют компаниям получить макроэкономический эффект даже в том случае, если отсутствуют долгосрочные факторы экономического роста. В силу этого для поддержания технологической сбалансированности необходимы государственное регулирование и государственная финансовая поддержка.
Во-вторых, рыночный механизм перелива капиталов через валютно-фондовую биржу не способен служить источником формирования эффективной собственности и наукоемкого промышленного капитала, что обусловлено существованием инерционной структурно-технологической связанности отраслей, которая, в свою очередь, соответственно обусловливает длительный период их переоснащения или реструктуризации. В условиях высоких темпов НТП в развитых странах это может привести к технологической отсталости и неконкурентоспособности отечественной промышленности. Масштабные перераспределительные процессы, связанные с реализацией промышленной политики, способно осуществить только государство.
В-третьих, промышленность является одной из ведущих отраслей экономики, которая должна обеспечивать рост национального богатства и производительного капитала, расширенное воспроизводство ВВП, а также способствовать экономическому и социальному развитию общества. Для достижения промышленностью качественно нового уровня развития, усиления промышленного потенциала государства, повышения его конкурентоспособности необходимо развивать высокотехнологичные (наукоемкие) производства, а это, в свою очередь, предполагает более высокую степень концентрации инвестиционных, научно-технических, инновационных, технологических и квалифицированных трудовых ресурсов. Обеспечить окупаемость консолидированных и разнокачественных затрат значительно сложнее, чем окупаемость частных и однородных затрат, поскольку в первом случае возникают особые дополнительные расходы - в частности, взаимодействия, интеграции, длительных фундаментальных исследований. Такие расходы носят уже не частнохозяйственный, а макроэкономический характер, в связи с чем аналогичным должен быть и характер инвестиционных результатов. Эти результаты и количественно, и качественно выходят за рамки одной корпораций. Часть их социализируется, став в той или иной форме доходом государства. Государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве конкурентоспособной продукции, а потому должно создавать предпосылки для финансового обеспечения этого процесса, регулировать условия и сроки окупаемости нового, высокотехнологичного промышленного комплекса.