Государственная политика финансовой поддержки промышленных предприятий в посткризисный период
Государственная политика финансовой поддержки промышленных предприятий в посткризисный период
В ходе экономических реформ как в развитых странах, так и в постсоциалистических были выработаны и применяются многообразные формы государственной финансовой поддержки промышленности - в частности, бюджетное финансирование (субсидии, кредиты); налоговые льготы; субсидирование процентных ставок по кредитам; государственные гарантии; гранты; участие в акционерном капитале; реструктуризация задолженности; льготные (сниженные) тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Указанные формы государственной поддержки использовались в разные периоды и применяются в Украине до настоящего времени. Однако оперативная, надлежащим образом структурированная, достоверная информация об объемах совокупной (за счет всех видов помощи) государственной финансовой поддержки отсутствует, что не позволяет дать количественную оценку эффективности такой помощи, подобную той, которая применяется развитыми странами и международными организациями. Поэтому сегодня оценить эффективность государственной финансовой помощи можно лишь опосредованно, сопоставив задачи промышленности и государственные меры по их реализации.
Например, в странах ОЭСР для оценки объемов и эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет бюджета используются такие специальные показатели: "оценка поддержки производителей"; "оценка поддержки обслуживающих отраслей"; "оценка поддержки потребителей"; "оценка общей поддержки". В практике аналитической деятельности ВТО для оценки объема государственной поддержки используются специальные показатели - "агрегатное измерение поддержки"; "эквивалентное измерение поддержки"; "общее агрегатное измерение поддержки", а также регламентированная методика их оценки. Кроме того, все меры поддержки классифицированы по группам в зависимости от возможности их использования при вступлении новых членов в названную организацию.
Согласно Концепции государственной промышленной политики, одобренной Указом Президента Украины от 12.02.2003 г. № 102/2003, государственная промышленная политика направлена на достижение промышленностью качественно нового уровня развития, усиление промышленного потенциала государства, удовлетворение потребностей населения, рост объемов производства в отрасли и повышение конкурентоспособности промышленной продукции. Структурная политика, определенная этой концепцией, должна была быть направлена на преодоление диспропорций в промышленном производстве путем решения следующих задач:
освоение производства продукции, которая бы обеспечила экономическую безопасность государства (материалов с высокими свойствами, техники для АПК и связи, продукции судостроительной и авиационной промышленности);
стимулирование развития наукоемких отраслей (авиакосмической и автомобильной);
сокращение энергоемких и экологически опасных производств.
Между тем задачи промышленной политики не в полной мере нашли отражение при формировании системы финансового обеспечения ее реализации. Цели структурных реформ не были согласованы с приоритетными направлениями государственной поддержки промышленности, что повлекло за собой распыление бюджетных средств. Если такие цели и были достаточно конкретными, то направления государственной поддержки отрасли носили общий характер.
Анализ целей и задач, определенных в бюджетных декларациях за последние годы, выявил проблемы несогласованности их норм с другими нормативно-правовыми актами (в частности, с Концепцией государственной промышленной политики), а также несоблюдения принципа последовательности. Так, Декларацией целей и задач бюджета на 2009 год установлены нормы, которые концептуально разнятся с положениями, установленными аналогичной декларацией на 2008 г., а именно - в части налоговой политики и других форм государственной поддержки реального сектора экономики (в частности, промышленности). Например, в 2008 г. приоритетными определены восстановление и развитие специального режима налогообложения исключительно для тех субъектов хозяйствования, которые реализуют экспортоориентированные проекты и проекты по инновационным направлениям в С(С)ЭЗ и ТПР. В 2009 г. декларировались минимизация налоговых льгот, а также упорядочение действующих налоговых льгот, предоставляемых по отраслевому и профессиональному признакам, с целью выравнивания налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. Разнились также приоритеты государственной поддержки: в частности, в 2009 г. они были существенно расширены без определения четких целей, задач и ожидаемых результатов.