Государственная политика финансовой поддержки промышленных предприятий в посткризисный период
направлять денежные средства, эмитируемые государством на рефинансирование банков, на финансирование небюджетной части государственных целевых программ и проектов, а также на кредитование предприятий, осваивающих перспективные производства нового технологического уклада; использовать опыт послевоенного восстановления Западной Европы (эмиссия под вексели производственных предприятий путем рефинансирования коммерческих банков) или современного Китая (эмиссия под планы модернизации производственных предприятий через государственные банки);
осуществить выпуск целевых ценных бумаг предприятий под государственную гарантию и под государственным контролем за целевым использованием вырученных денежных средств;
создавать условия для стимулирования выпуска корпоративных облигаций путем включения процентных выплат по облигациям в валовые затраты, что, в свою очередь, уменьшит облагаемую налогом прибыль и увеличит долю прибыли, которая капитализируется.
В посткризисный период необходимо продолжить процесс перераспределения собственности через механизмы банкротства, что позволит высвободить значительные бюджетные средства, в настоящее время используемые на поддержку убыточных предприятий. Активы хронически (в течение трех и более лет) убыточных предприятий следует перераспределить в пользу инновационно мотивированных и инвестиционно состоятельных хозяйствующих субъектов. Для этого все ранее (в период "ваучерной" приватизации) приватизированные предприятия можно было бы объявить объектами инвестиционных конкурсов. Одним из субъектов, участвующих в конкурсах, может быть и государство, если ресурсы нужны для решения стратегических задач модернизации. Если победителями становятся не собственники предприятий, то производственные активы перераспределяются в пользу новых собственников, а старые собственники получают возмещение в размере денежных средств, полученных от приватизации.
Государство должно сыграть главную роль в стимулировании внутреннего спроса на отечественную продукцию. Для этого оно должно выступить источником конечного спроса, разрабатывая и финансируя крупные проекты, направленные на развитие инфраструктуры и технологическое обновление производства. По некоторым экспертным оценкам, для поддержания инвестиций в текущую модернизацию и реструктуризацию производства необходимо государственное участие на уровне приблизительно 20%, тогда как ежегодный прирост инвестиций в экономику должен составить не менее 25%, а в развертывание производства нового уклада - не менее 35%.
Формой стимулирования внутреннего спроса должны стать государственные заказы (контракты), широко используемые в развитых странах. Так, например, современная экономика США является контрактной, где предприниматели работают по заказам государства - контрактам, пронизывающим тысячи хозяйственных связей производителей и потребителей. Федеральное правительство США путем контрактной системы эффективно способствовало концентрации производства, росту централизации и мощности капиталов корпораций, усилению их экономической власти и, в конечном счете, увеличению их же прибылей.
С целью стимулирования внедрения инноваций при выполнении государственных заказов необходимо устанавливать жесткие рамки, обозначенные, в частности, прогрессивными стандартами энергопотребления, экологии, выбросов вредных веществ и газов. Это будет побуждать предприятия к инновациям.
Значительное внимание следует уделять контролю за ценами и тарифами на продукцию естественных монополий. В частности, необходимо:
юридически закрепить понятие "нормальная рентабельность" с учетом расходов на инновации, повышение качества и снижение расходов на продукцию и услуги естественных монополистов (остальная сверхприбыль должна поступать к потребителям путем принудительного снижения цен под угрозой значительных штрафов со стороны государства);