Государственная политика финансовой поддержки промышленных предприятий в посткризисный период
ввести дифференциацию тарифов на потребление газа и электроэнергии (при потреблении этих энергоресурсов в рамках установленных нормативов применяется фиксированный тариф за единицу потребленного энергоресурса, а при их сверхнормативном потреблении тарифы следует повышать в 1,2-1,3 раза);
ввести порядок регистрации справочных оптовых цен на продукцию отечественного производства и импортируемую на территорию Украины (не устанавливая количественных ограничений на цены и темпы их изменения, государство может обязать производителей публиковать справочные цены на стандартные товары (услуги), поставляемые в определенный законодательством срок при условии их немедленной оплаты; наличие справочных цен позволит исключить ценовую дискриминацию потребителей, а также прекратить использование трансфертных цен, которое имеет целью уклонение от налогообложения, вывоз капитала за рубеж и расхищение имущества предприятий их отдельными управляющими и собственниками; введение справочных цен позволит повысить обоснованность взимания таможенных платежей без наделения налоговых органов не присущими им функциями регулирования ценообразования).
В постприватизационный период необходимо пересмотреть действующие механизмы государственной финансовой поддержки базовых отраслей промышленности (в частности, угольной), изменив направления ее использования, - перейти от субсидирования операционных затрат и поддержки убыточных предприятий к решению социальных проблем, связанных с переквалификацией и миграцией работников, высвобождающихся вследствие закрытия безнадежно убыточных шахт, к реализации мер по обеспечению безопасности труда и поддержанию стандартов эксплуатации оборудования.
Программой экономических реформ на 2010-2014 годы предусмотрено поэтапное решение этих проблем. Для реализации предусмотренных программой мер в намеченные сроки необходимо принять Закон Украины "О специальных мерах по закрытию безнадежно убыточных шахт". Аналогичные законы целесообразно принять и в отношении других базовых отраслей промышленности.
Ключевым направлением реформирования угольных предприятий, имеющих перспективы развития и нуждающихся во временной (на период реструктуризации) поддержке, должна стать их приватизация методом открытых аукционов-продаж. При этом объекты должны выставляться на аукцион сгруппированными в лоты таким образом, чтобы сделать их инвестиционную привлекательность максимальной. В одном лоте будут объединяться как прибыльные шахты, так и убыточные, а также те, которые имеют перспективные запасы угля. Денежные средства от приватизации шахт должны служить инструментом реализации программ развития угольной промышленности, а не источником наполнения государственного бюджета, как при действующей практике их использования. Одновременно необходимо либерализовать рынок угольной продукции с применением рыночных механизмов ценообразования. Государство должно способствовать регулированию входных цен (в том числе за счет межотраслевой кооперации). Для финансового оздоровления предприятий отрасли и их подготовки к приватизации необходимо решить вопрос старых долгов. При этом реструктуризация задолженности может осуществляться следующими способами: погашение, списание, отсрочка, продажа, обмен, конвертация и другие процедуры, связанные с освобождением (хотя бы временным) предприятия от давления долговых обязательств. Применение того или иного из указанных способов обусловливается, прежде всего, согласием кредитора. При наличии выбора предприятие может выбрать тот из способов освобождения от долга или его ослабления, который наиболее приемлем в силу ресурсных ограничений.
Для привлечения частных денежных средств во время реструктуризации государственных предприятий топливно-энергетического комплекса необходимо: