Бюджетирование как подсистема управленческого учета
· снятию верхнего лимита сметы текущих затрат;
· краткосрочным и долгосрочным заимствованиям (кредитных ресурсов) и инвестиционным вложениям (при наделении подразделения статусом центра инвестиций).
Выделение стратегических бизнес-единиц осуществляется на основе оценки долгосрочных тенденций (более детальный анализ проведен в п. 3.2.):
· рынков готовой продукции;
· рынков капитала (по различным способам и временным периодам привлечения кредитных ресурсов);
· рынков снабжения (по видам сырья, материалов и комплектующих);
· рынков услуг по строительно-монтажным работам и рынков оборудования (для целей инвестиционного анализа).
Методы, используемые в бюджетировании, зависят от функций данной системы: планирующая, учетная, контролирующая, аналитическая. При бюджетном планировании широко используются прогностические, статистические методы, бюджетный метод; при бюджетном контроле, учете и анализа методы финансового и управленческого учета затрат, метод "стандарт-кост", математические методы, методы экономического анализа. Все перечисленные методы, кроме бюджетного, известны. Как нам представляется, бюджетный метод - это специфический метод бюджетного планирования, который позволяет "смоделировать" деятельность предприятия через особый экономический инструмент - бюджеты.
Бюджет - это финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия будут выполняться. Его часто называют "финансовым планом действий" прогнозом будущих финансовых операций. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подразделения, каждого центра ответственности и всего предприятия в целом. Это сумма предвиденных затрат и результатов, скоординированных и рассчитанных в соответствие с прошенными оценками.
Бюджет не имеет формализованной стандартной формы, реальную форму представления бюджета выбирает его разработчик.
Цифры в бюджетах не должны быть как слишком жесткими, так и неоправданно заниженными. Они должны быть "реалистичными, достижимыми и документально-обоснованными". Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть "предельно точной, определенной и значащей для ее пользователя". В этом документе могут содержаться данные о доходах, о расходах (затратах), которые могут быть не всегда сбалансированы. При разработке бюджета могут стоимостные, но и натуральные показатели. Бюджет должен иметь способность к изменениям, которая придает ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникающим обстоятельствам. Эффективный бюджет обладает следующими свойствами:
· предоставляет возможность прогнозирования;
· обладает ясными каналами движения информации, распределением полномочий и ответственности;
· содержит подробную, точную и своевременную информацию;
· предоставляет возможность сравнения;
· поддерживается всеми заинтересованными лицами внутри организации.
Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которое можно сгруппировать определенным образом. По нашему мнению, следует выделить следующие классификационные признаки:
· степень обобщения информации;
· периодичность составления;
· способ планирования;
· механизм использования.
По степени обобщения информации бюджеты подразделяются на основной (генеральный), общий, частные. На рис. 2 показана упрощенная диаграмма составных частей основного бюджета. Основная часть диаграммы часто называется оперативным бюджетом. Финансовый бюджет содержит бюджеты капитальных затрат, финансовых потоков, балансовый отчет, денежный план. Для упрощения на рис. 29 не показаны все функции (например, НИОКР) и взаимодействие различных бюджетов (например, связь бюджета выручки с денежным планом).
Основной бюджет ("master budget") охватывает основную деятельность предприятия. Цель основного бюджета - объединить и суммировать бюджеты структурных подразделений предприятия, для которых составляются частные бюджеты. К частным бюджетам относятся бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет и т.д.