Анализ исполнения расходной части бюджета в 2008 году
Начиная с ноября 2008 г. экономический кризис начал значительно сказываться на доходах региональных бюджетов. Первоначально сокращение доходов и наибольшей степени затронул экономически развитые субъекты Российской Федерации, доходы которых в значительной мере зависят от финансового состояния крупных налогоплательщиков, занятых в металлургической, нефтяной, химической и других сферах промышленности. В ноябре-декабре 2008 г. налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократились в номинальном выражении в 34 регионах по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. При этом значительное снижение (больше 10%) наблюдалось в 14 регионах.
Вместе с тем можно предположить, что по мере развития экономического кризиса в сферу его негативного воздействия на субнациональные бюджеты будут вовлекаться всё новые регионы, причём как экономически развитые, так и экономически отсталые.
Кризис привёл к существенному сокращению доходов бюджетов практически всех субъектов РФ. В несколько лучшем положении оказались дотационные регионы, получающие стабильную финансовую помощь из федерального бюджета. Однако их положение напрямую зависит от устойчивости федеральных финансов. Ситуация с исполнением доходной части бюджетов субъектов Федерации осталась достаточно напряжённой в январе-апреле 2009 года, пока не закончится возврат излишне уплаченного в 2008 году налога на прибыль. В конце 2008 года начали складываться предпосылки к смягчению падения доходов субъектов РФ в среднесрочной перспективе. Речь идёт, прежде всего, о начале «плавной девальвации», которая, по прогнозам экономистов, положительно скажется на прибыли предприятий-экспортёров. Ослабление рубля и окончание периода возврата излишне уплаченного налога на прибыль создадут возможности для стабилизации региональных доходов начиная с мая 2009 года. Кроме того, при отсутствии значимого улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и прекращения углублёния кризисных процессов в экономике доходы субъектов РФ будут существенно ниже доходов 2008 года на протяжении 2009-2010 гг. Таким образом, большинству субъектов Федерации необходимо пересмотреть свои расходные обязательства исходя из изменившегося уровня доходов.
Рассмотрим количественные характеристики финансовой помощи региональным бюджетам из федерального центра в 2008 году (таблица 14).
В 2002-2006 гг. наблюдалась тенденция к постепенному снижению объёма федеральных финансовых ресурсов, перечисляемых субнациональным бюджетам (с 3,03% до 2,17% ВВП). В 2007 году эта тенденция была прервана, объём межбюджетных трансфертов увеличился до 2,57% ВВП. В 2008 году рост доли средств, выделенных из федерального бюджета на финансовую помощь регионам, продолжился, данный показатель составил 2,64% ВВП.
В 2008 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) в долях ВВП остались на уровне 2007 г. (0,79% ВВП). Таким образом, в 2007-2008 гг. прекратилось падение объёма ФФПР в долях ВВП, наблюдавшееся в период с 2002 по 2006 гг. Данный факт является положительным. Представляется, что из всех видов межбюджетных трансфертов именно ФФПР должен быть отдан приоритет, так как распределение средств осуществляется в соответствии с относительно прозрачными процедурами. При этом, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объёме трансфертов в 2008 г. практически не изменилась по сравнению с 2007 г. и составила около 30%.
Таблица 14
Финансовая помощь из федерального бюджета консолидированным бюджетам субъектов Федерации в 2007-2008 гг., % ВВП
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
1.Финансовая помощь бюджетам других уровней |
1,79 |
1,89 |
1.1.Федерральные целевые программы, а также субсидии субъектам РФ на поддержку сельского хозяйства, водохозяйственные мероприятия, поддержку малого предпринимательства, мероприятия по оздоровлению детей |
0,39 |
0,54 |
1.2.Фонд софинансирования социальных расходов |
0,10 |
0,09 |
1.3.Фонд финансовой поддержки регионов, в т.ч.: |
0,79 |
0,79 |
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности |
0,79 |
0,79 |
1.4.Дотации и субвенции, в т.ч.: |
0,31 |
0,22 |
Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета |
0,17 |
0,11 |
1.5.Средства Фонда реформирования региональных финансов |
0,01 |
0,01 |
1.6.Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления (субсидии и субвенции) |
0,17 |
0,19 |
1.7.Фонд финансирования развития регионов |
0,02 |
0,02 |
1.8.Средства, переданные по взаимным расчётам |
0,02 |
- |
1.9.Ссуды и бюджетные кредиты за вычетом погашения другим уровням гос. управления |
-0,01 |
0,03 |
2.Фонд компенсаций |
0,43 |
0,51 |
3.Другие межбюджетные трансферты, из них: |
0,36 |
0,27 |
Государственная поддержка дорожного хозяйства |
0,17 |
0,08 |
Всего средства, переданные бюджетам других уровней власти |
2,57 |
2,67 |