Анализ исполнения расходной части бюджета в 2008 году
Однако традиционные причины неравномерности расходования бюджетных средств государственными ведомствами, выражающиеся в поздних сроках заключения контрактов на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, нарушения сроков их исполнения, отсутствия необходимых для исполнения федерального бюджета нормативных документов и т.п., не объясняют в полной мере рост доли расходов в ВВП в декабре 2008 года (рис.6). Определённое влияние на увеличение доли расходов в ВВП в ноябре-декабре 2008 года оказало сокращение номинального ВВП в конце года, что было связано с ухудшением деловой активности в стране вследствие развития кризисных явлений в российской и мировой экономике.
Рис.6 Расходы федерального бюджета РФ в 2007-2008 гг., в % ВВП
Негативный внешнеэкономический фон и сокращение объёмов поступлений от внутренних налогов обуславливают необходимость проведения более сдержанной бюджетной политики, основанной на взвешенном соизмерении объёмов принимаемых обязательств с возможностями их финансирования. Одним из направлений сокращения расходов федерального бюджета может быть пересмотр объёмов финансирования приоритетных национальных проектов. Так как отсутствие системного подхода к формированию содержания проектов приводит к ежегодному расширению перечня направлений и мероприятий государственной поддержки, тем самым возникают дополнительные бюджетные расходы (на финансирование новых «узких мест»: например, сначала подсоединение школ к Интернету, затем оплата трафика, так как в муниципальных бюджетах на это не было предусмотрено средств).
Реализация национальных проектов создаёт дополнительные расходные обязательства и для региональных властей. Так как сферы, выбранные в качестве общенациональных приоритетов, в основном закреплены за региональными властями. Вторгаясь в компетенцию региональных властей, национальные проекты создают для них скрытые нефинансируемые расходные мандаты:
─ в рамках проектов «Образование» и «Здоровье» дополнительное поощрение и увеличение зарплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы происходит на фоне сохранения планового роста оплаты труда в целом по отраслям образования и здравоохранения. Во избежание перетока кадров необходимой реакцией со стороны региональных властей явилось вынужденное повышение зарплаты для прочих сотрудников в сфере образования и здравоохранения;
─ в рамках реализации нацпроектов не в полной мере предусмотрено финансирование расходов на содержание и эксплуатацию высокотехнологичной медицинской техники, переподготовку специалистов для работы на этом оборудовании.
Основные характеристики расходной части бюджетов РФ всех уровней в 2005-2008 гг. представлены в таблице 10. Общая доля расходов в ВВП составила в 2008 году 33,68%, в то время как в 2007 году - 34,09% ВВП. Наиболее значительные объёмы финансирования были выделены в 2008 г. по разделам «Социальная политика», «Национальная экономика», «Образование, «Здравоохранение и спорт», доля которых выросла до 64,8% всех расходов расширенного правительства против 62,3% в 2007 г.
Таблица 10
Расходы расширенного правительства в 2005-2008 гг. (% ВВП)
Показатель |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Прирост |
Расходы |
31,54 |
31,19 |
34,09 |
33,68 |
-0,41 |
Общегосударственные расходы, из них: |
3,49 |
3,07 |
3,54 |
3,10 |
-0,44 |
Обслуживание государственного долга |
1,11 |
0,74 |
0,53 |
0,46 |
-0,07 |
Национальная оборона |
2,69 |
2,54 |
2,53 |
2,51 |
-0,02 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2,71 |
2,66 |
2,62 |
2,63 |
0,01 |
Национальная экономика |
3,53 |
3,53 |
4,73 |
5,42 |
0,69 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2,18 |
2,35 |
3,34 |
2,77 |
-0,57 |
Охрана окружающей среды |
0,10 |
0,09 |
0,08 |
0,08 |
0,00 |
Образование |
3,71 |
3,84 |
4,07 |
4,01 |
-0,06 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
0,71 |
0,70 |
0,75 |
0,75 |
0,00 |
Здравоохранение и спорт |
3,69 |
4,0 |
4,20 |
3,73 |
-0,47 |
Социальная политика |
8,74 |
8,4 |
8,24 |
8,68 |
0,44 |