wwwGreatFin
Большие финансы

Анализ исполнения расходной части бюджета в 2008 году

Однако традиционные причины неравномерности расходования бюджетных средств государственными ведомствами, выражающиеся в поздних сроках заключения контрактов на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, нарушения сроков их исполнения, отсутствия необходимых для исполнения федерального бюджета нормативных документов и т.п., не объясняют в полной мере рост доли расходов в ВВП в декабре 2008 года (рис.6). Определённое влияние на увеличение доли расходов в ВВП в ноябре-декабре 2008 года оказало сокращение номинального ВВП в конце года, что было связано с ухудшением деловой активности в стране вследствие развития кризисных явлений в российской и мировой экономике.

Рис.6 Расходы федерального бюджета РФ в 2007-2008 гг., в % ВВП

Негативный внешнеэкономический фон и сокращение объёмов поступлений от внутренних налогов обуславливают необходимость проведения более сдержанной бюджетной политики, основанной на взвешенном соизмерении объёмов принимаемых обязательств с возможностями их финансирования. Одним из направлений сокращения расходов федерального бюджета может быть пересмотр объёмов финансирования приоритетных национальных проектов. Так как отсутствие системного подхода к формированию содержания проектов приводит к ежегодному расширению перечня направлений и мероприятий государственной поддержки, тем самым возникают дополнительные бюджетные расходы (на финансирование новых «узких мест»: например, сначала подсоединение школ к Интернету, затем оплата трафика, так как в муниципальных бюджетах на это не было предусмотрено средств).

Реализация национальных проектов создаёт дополнительные расходные обязательства и для региональных властей. Так как сферы, выбранные в качестве общенациональных приоритетов, в основном закреплены за региональными властями. Вторгаясь в компетенцию региональных властей, национальные проекты создают для них скрытые нефинансируемые расходные мандаты:

─ в рамках проектов «Образование» и «Здоровье» дополнительное поощрение и увеличение зарплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы происходит на фоне сохранения планового роста оплаты труда в целом по отраслям образования и здравоохранения. Во избежание перетока кадров необходимой реакцией со стороны региональных властей явилось вынужденное повышение зарплаты для прочих сотрудников в сфере образования и здравоохранения;

─ в рамках реализации нацпроектов не в полной мере предусмотрено финансирование расходов на содержание и эксплуатацию высокотехнологичной медицинской техники, переподготовку специалистов для работы на этом оборудовании.

Основные характеристики расходной части бюджетов РФ всех уровней в 2005-2008 гг. представлены в таблице 10. Общая доля расходов в ВВП составила в 2008 году 33,68%, в то время как в 2007 году - 34,09% ВВП. Наиболее значительные объёмы финансирования были выделены в 2008 г. по разделам «Социальная политика», «Национальная экономика», «Образование, «Здравоохранение и спорт», доля которых выросла до 64,8% всех расходов расширенного правительства против 62,3% в 2007 г.

Таблица 10

Расходы расширенного правительства в 2005-2008 гг. (% ВВП)

Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Прирост

Расходы

31,54

31,19

34,09

33,68

-0,41

Общегосударственные расходы, из них:

3,49

3,07

3,54

3,10

-0,44

Обслуживание государственного долга

1,11

0,74

0,53

0,46

-0,07

Национальная оборона

2,69

2,54

2,53

2,51

-0,02

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2,71

2,66

2,62

2,63

0,01

Национальная экономика

3,53

3,53

4,73

5,42

0,69

Жилищно-коммунальное хозяйство

2,18

2,35

3,34

2,77

-0,57

Охрана окружающей среды

0,10

0,09

0,08

0,08

0,00

Образование

3,71

3,84

4,07

4,01

-0,06

Культура, кинематография и средства массовой информации

0,71

0,70

0,75

0,75

0,00

Здравоохранение и спорт

3,69

4,0

4,20

3,73

-0,47

Социальная политика

8,74

8,4

8,24

8,68

0,44

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7