Анализ исполнения расходной части бюджета в 2008 году
В структуре налоговых доходов субъектов РФ не произошло существенных изменений. По-прежнему более половины налоговых поступлений обеспечивают два налога: налог на прибыль организаций (доля снизилась на 2,4% до 40%) и налог на доходы физических лиц (его доля в налоговых поступлениях существенно выросла с 35% в 2007 году до 38% в 2008 г.). Доля этих двух налогов в налоговых доходах бюджетов субъектов РФ практически не изменилась и составила 78% (против 77,3% годом ранее).
Анализ поступлений основных налогов в долях ВВП позволяет отметить следующее (таблица 12).
Таблица 12
Поступления налогов в бюджеты субъектов РФ в 2007-2008 гг. (% ВВП)
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
Налоговые доходы, из них: |
10,97 |
10,56 |
Налог на прибыль организаций |
4,64 |
4,22 |
Налог на доходы физических лиц |
3,84 |
4,01 |
Акцизы на товары, реализуемые на территории РФ |
0,54 |
0,46 |
Налоги на совокупный доход |
0,37 |
0,39 |
Налоги на имущество, в т.ч.: |
1,25 |
1,19 |
Налог на имущество организаций |
0,80 |
0,78 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
0,23 |
0,25 |
Поступления от налога на доходы физических лиц продолжили тенденцию к увеличению, составив 4% ВВП (3,8% ВВП в 2007 г.). Поступления по налогу на прибыль организаций продемонстрировали некоторое снижение с 4,6 до 4,2% ВВП. Доходы региональных бюджетов, формируемые за счёт акцизов, в прошедшем году снизились и составили 0,46% ВВП (0,54% в 2007 году). Несколько сократилась доля налога на имущество (с 1,25% до 1,19% ВВП). В то же время был зафиксирован рост поступлений от платежей за пользование природными ресурсами с 0,23 до 0,25% ВВП и от налогообложения малого бизнеса (с 0,37 до 0,39% ВВП).
В 2008 году впервые с 2003 года был зафиксирован совокупный дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ, который составил 0,13% ВВП. При этом дефицит образовался за счёт опережающего роста расходов по сравнению с увеличением доходов в процентах ВВП. Таким образом, на уровне регионов продолжилась тенденция последних лет к наращиванию государственных расходов высокими темпами. Если в 2007 году соотношение регионов, имеющих дефицит и профицит бюджетов, сложилось в пользу последних (36 и 48 соответственно), то в 2008 году сложилась обратная ситуация: 45 регионов закончили финансовый год с дефицитом и лишь 39 с профицитом (таблица 13).
Таблица 13
Группировка регионов России в зависимости от дефицита/профицита бюджета
Показатель |
2007 г. |
2008 г. | ||
Число регионов |
Млрд. руб. |
Число регионов |
Млрд. руб. | |
Дефицит консолидированного бюджета субъекта РФ |
36 |
87,6 |
45 |
135,4 |
Профицит консолидированного бюджета субъекта РФ |
48 |
126,0 |
39 |
80,9 |