Анализ исполнения расходной части бюджета в 2008 году
Принципиальных изменений в структуре расходов бюджетной системы РФ в 2008 году по сравнению с предшествующим годом не произошло. По итогам 2008 г. рост отмечен только по двум разделам функциональной классификации - «Национальная экономика» (на 0,7% ВВП) и «Социальная политика» (на 0,4%). В то же время было зафиксировано снижение расходов в долях ВВП по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 0,6%), «Здравоохранение и спорт» (на 0,5%) и «Общегосударственные вопросы» (на 0,4%). Остальные разделы остались фактически без изменений.
Позитивным моментом является, как и в предыдущие годы, сокращение доли расходов по обслуживанию государственного и муниципального долга. Вероятнее всего, в условиях резкого падения налоговых доходов при необходимости сдерживания инфляционных процессов и снижения рисков нестабильности государственных финансов доля расходов бюджета расширенного правительства в 2009 г. будет сокращаться, при этом должны произойти вынужденные изменения в распределении резервов финансирования в пользу антикризисных расходов.
Уже в настоящее время антикризисный характер бюджета на 2009 г. проявляется в перераспределении федеральных расходов (согласно поправкам в федеральный бюджет на 2009 г., рассмотренным 19.03.2009 г. на заседании Правительства РФ, предложено сократить утверждённые бюджетные ассигнования на 943,3 млрд. руб.) в пользу финансирования приоритетных национальных направлений антикризисной программы, одобренной Правительством РФ: порядка 1,61 трлн. руб. планируется направить на мероприятия по стабилизации финансового рынка, поддержке отраслей экономики и социальной защиты населения. В частности, дополнитульную господдержку получит банковская система (300 млрд. руб.); АПК посредством финансирования Россельхозбанка (45 млрд. руб.), ОАО «Росагролизинг» (25 млрд. руб.), предоставления субсидий региональным бюджетам на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям процентов по кредитам - 17 млрд. руб.; малое предпринимательство (39 млрд. руб.), оборонно-промышленный комплекс (70 млрд. руб.).
В части социальной составляющей пакета антикризисных мер предполагается проведение мероприятий активной политики занятости населения (43,7 млрд. руб.), увеличение пособий по безработице (33,9 млрд. руб.), использование средств материнского капитала на погашение жилищных кредитов (26,3 млрд. руб.). В качестве компенсации выпадающих доходов дополнительные межбюджетные трансферты получат государственные внебюджетные фонды (388,5 млрд. руб.) и субъекты РФ (150 млрд. руб.).
В конечном итоге общий объём расходов федерального бюджета возрос по сравнению с ранее утверждённым объёмом на 667,3 млрд. руб. и запланирован в размере 9,69 трлн. руб.
2.3 Особенности формирования межбюджетных трансфертов за счёт средств федерального бюджета, предоставляемых субъектам РФ
Основные тенденции в области отношений между различными уровнями власти находят отражения в структуре доходов и расходов консолидированного бюджета РФ. В таблице 11 представлены данные, отражающие долю налоговых доходов и расходов субъектов Федерации в соответствующих показателях консолидированного бюджета России.
Таблица 11
Доля некоторых показателей бюджетов субъектов Федерации в консолидированном бюджете России в 2007-2008 гг., %
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
Налоговые доходы |
33,9 |
33,2 |
Налоговые доходы без ресурсных платежей и таможенных пошлин |
50,5 |
54,3 |
Расходы |
48,3 |
49,2 |
Анализируя данные таблицы 11, можно отметить, что в 2007 году из-за быстрого роста поступлений по налогам, закреплённым за региональными бюджетами, по сравнению с налоговыми поступлениями в федеральный бюджет, наблюдался рост их доли в налоговых доходах. В 2008 году эта доля несколько снизилась. При этом доля региональных бюджетов в налоговых доходах консолидированного бюджета без ресурсных платежей и таможенных пошлин в 2008 году заметно выросла по сравнению с уровнем 2007 года. Доля региональных расходов в консолидированном бюджете РФ в 2008 году продолжила тенденцию к росту.