Анализ исполнения расходной части бюджета в 2008 году
Нарастание кризисных явлений в мировой экономике привело в сентябре-октябре 2008 года к увеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые цены на нефть (мировая цена на нефть упала более чем на 40%). Так, чистый отток капитала из России составил 4,6 млрд. долл. Это стало непосредственной причиной падения российского фондового рынка. Началось масштабное и стремительное снижение капитализации российского фондового рынка - с 1540 млрд. руб. до 1275 млрд., или на 17,2%, а за сентябрь 2008 года - на 40%. За август, сентябрь, октябрь 2008 года капитализация фондового рынка упала в 2,5 раза. В значительной степени такое падение объясняется кризисом на мировых финансовых рынках и сопровождающим его оттоком капитала, а также падение цен на нефть.
Существенное ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны [25].
На фоне кризисных явлений и снижения доходов в долях ВВП по сравнению с 2007 годом ослабление бюджетной политики приводило к продолжению роста расходной части. Расходы федерального бюджета изначально были определены в размере 6570,3 млрд. руб., что на 0,7% ВВП выше фактического показателя 2007 года (таблица 8). Использование благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры первой половины года привело к утверждению уточнённых расходных обязательств в абсолютном размере на 1167,5 млрд. руб. больше, чем в первоначальном варианте закона о бюджете.
Таблица 8
Основные характеристики федерального бюджета РФ в 2008 г.
Показатель |
2007 г. |
2008 г. | ||
Млрд. руб. |
% ВВП |
Млрд. руб. |
% ВВП | |
Расходы, в т.ч.: |
5983,0 |
18,1 |
7566,6 |
18,2 |
процентные расходы |
143,1 |
0,4 |
153,3 |
0,4 |
непроцентные расходы |
5839,9 |
17,7 |
7413,3 |
17,8 |
Профицит федерального бюджета |
1796,1 |
5,5 |
1707,5 |
4,1 |
Профицит/дефицит (без учёта доходов, подлежащих зачислению в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) |
-107,0 |
-0,3 |
-635,1 |
-1,5 |
Оценка ВВП |
32987 |
- |
41540 |
- |
Следует отметить, что выделение в конце 2008 года бюджетных средств на финансирование антикризисных мер по поддержке реального сектора и обеспечение стабильности в банковской системе осуществлялось за счёт перераспределения расходов федерального бюджета, в результате чего по итогам 2008 г. заметно выросли в долях ВВП расходы по разделу национальная экономика (на 0,4% по сравнению с уровнем 2007 г.) и сократились расходы на общегосударственные вопросы (на 0,45%). Традиционный рост межбюджетных трансфертов (на 0,7%) совпал с сокращением расходов на ЖКХ (на 0,6%), которое было связано с созданием в 2007 году государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Дело в том, что расходы федерального бюджета на формирование капитала данной корпорации были отражены в соответствующей статье раздела ЖКХ, в результате чего в 2007 году наблюдался существенный рост расходов на ЖКХ в процентах ВВП по сравнению с 2006 годом (увеличение с 0,2% до 0,9% ВВП). В 2008 году в отсутствии подобных расходов уровень финансирования данного раздела вернулся к своему обычному уровню и составил порядка 0,3% ВВП. В конечном итоге расходы федерального бюджета сохранили стабильность: в 2008 году они были исполнены на уровне 18,2% ВВП, что на 0,1% больше аналогичного показателя 2007 года.