Экономическое содержание межбюджетных отношений
Достижению этой цели способствует такая важная особенность механизма «вертикального выравнивания», как наличие собственных финансовых полномочий у всех трех уровней государственной власти, включая местный. Распределение налоговых поступлений осуществляется частично по раздельной системе, согласно которой существуют федеральные, местные (коммунальные) налоги, а также в соответствии с так называемым «налоговым союзом», в который входят важнейшие по поступлениям в казну налоги (подоходный, на прибыль корпораций, промысловый и налог на добавленную стоимость). Существующая система германского «вертикального выравнивания» обеспечивает минимальный уровень финансирования всех трех уровней власти, а на коммунальном уровне является базовой финансовой гарантией местного самоуправления, так как германские коммуны в числе местных налогов распоряжаются промысловым налогом - одним из важнейших по объему отчислений в казну. [5, c.169]
Наличие собственных налоговых источников, как правило, не обеспечивает финансирование всех возложенных задач; для компенсации имеющихся несоответствий необходимо введение механизма вторичного перераспределения средств - системы «горизонтального» финансового выравнивания. «Горизонтальное выравнивание» необходимо, так как существуют объективные исторические, географические и социально-экономические различия не только между отдельными регионами, но и отдельными коммунами внутри регионов. В этой связи «горизонтальное выравнивание» осуществляется на двух уровнях.
Региональное выравнивание осуществляется федерацией между федеральными землями страны в пользу отстающих земель. Например, в Германии согласно Конституции страны (статья 107), на эти цели может быть использовано до 25 процентов совокупной земельной доли от поступлений от налога на добавленную стоимость (далее - НДС),75 процентов общей доли всех федеральных земель распределяются между ними в соответствии с численностью их населения.
Кроме того, федерация в тех же целях может использовать 2 процентов своей доли от поступлений НДС, осуществляя так называемое вертикальное выравнивание с горизонтальным эффектом». Коммунальное выравнивание осуществляется федеральными землями между входящими в их состав коммунами. Для этих целей служат подоходный налог, налог на прибыль корпораций и НДС. В целом между коммунами может перераспределяться более 20 процентов поступлений от этих налогов в бюджет соответствующей федеральной земли.
Важно отметить, что механизм «финансового выравнивания» ни в коем случае не подразумевает крупномасштабного перераспределения финансов. Масштабное перераспределение всегда, в конечном счете, оказывается неэффективным: у богатых, тех у кого «отнимают» посредством налогового пресса, оно вызывает недовольство и стремление к уклонению от уплаты налогов, а бедных, тех, кому «передают» в виде социальных выплат и льгот, лишает необходимого стимула к труду. В результате проигрывает все общество.
В действительности реальное перераспределение финансов - один из многочисленных элементов сложной системы «финансового выравнивания», подразумевающей всю совокупность финансовых отношений между уровнями государственной власти (федерацией, федеральными землями и местными коллективами - коммунами) в процессе выполнения ими государственных задач, включая и задачи в рамках местного самоуправления. Таким образом, механизм «финансового выравнивания» служит воплощению на практике идеи бюджетного федерализма. В федеративных государствах (США, Швейцария, Германия) эта идея подразумевает при наличии двух конституционных уровней федерализма (федерация и регионы) существование трех уровней финансовой ответственности (федерация, регионы и местные коллективы). В унитарных государствах (Франция) речь идет о механизме распределения финансовых компетенций между Центром и местным властями с относительно слабым положением регионов. Так что принцип децентрализации власти оказывается главным для экономических систем и организации финансового хозяйства развитых демократии. [6, c.53]