Экономическое содержание межбюджетных отношений
Дальнейшее развитие понятие «финансовое выравнивание» получило уже после войны в работах В.Биккеля (Bickel). Подобно своим предшественникам, Биккель подчеркивал приоритетное значение распределения государственных задач между территориальными объединениями разного уровня. Распределение задач, по Биккелю, должно служить главным основанием для распределения финансовых источников между федерацией, землями и коммунами. «Финансовое выравнивание пo определению Биккеля - распределение прав и обязанностей по исполнению государственных задач между территориальными корпорациями публичного права, а также прав по ведению ими собственной бюджетной политики в целях осуществления этих задач». Данная концепция предусматривает включение в систему «финансового выравнивания» - наравне с федерацией и землями коммун, которые также получают право на финансовую автономию.
В современных исследованиях, посвященных проблеме «финансового выравнивания», предпочтение отдается более поздней концепции В.Патцига (Patzig). Патциг рассматривает распределение компетенций между уровнями государственной власти в качестве исходного пункта для осуществления политики «финансового выравнивания», но не ее элемента. Речь идет, таким образом, во-первых, о распределении финансовых поступлений между территориальными объединениями разного уровня, а во-вторых, о компенсации финансовых различий между ними. В современной Германии в соответствии с приведенными определениями существует система «активного» финансового балансирования, связанная с распределением финансовых источников между федерацией, землями и коммунами, и «пассивного», связанного с распределением возложенных на них задач.
Принцип германского государственного права - «финансы следуют за задачами» делает правильный акцент во всей германской финансовой политике. Прежде, чем начинать распределение, а тем более перераспределение, финансовых ресурсов, необходимо выяснить, во-первых, какой уровень власти наиболее эффективно может исполнить определенную государственную задачу: в соответствии с принципом разумной децентрализации найти так называемого «компетентного монополиста» (ведь государство, региональные и местные власти - тоже монополисты в определенных сферах). Во-вторых, важно распределить, как будут финансироваться издержки по осуществлению этой задачи. «Пассивное» финансовое выравнивание выполняет важную роль в общей системе германского бюджетного федерализма. Только на первый взгляд кажется, что распределение компетенций между уровнями власти «малоподвижно», на самом деле это достаточно эффективный правовой способ регулирования финансовых отношений в государстве. Кроме того, правильное осуществление «пассивного» выравнивания позволяет предотвратить возможные конфликты, связанные с распределением налоговых средств, еще на стадии их зарождения.
В настоящее время распределение задач - самостоятельный механизм, настолько сложный, что уже достаточно давно развивается параллельно с «активным» финансовым выравниванием - вертикальным распределением и горизонтальным перераспределением финансовых средств между уровнями государственной власти. В этой связи основную проблему «финансового выравнивания» можно сформулировать как максимально эффективное решение финансовых проблем еще на стадиях «пассивного» выравнивания и первичного распределения финансовых средств между уровнями государственной власти, по возможности не доводя дело до весьма болезненного процесса перераспределения финансов.