wwwGreatFin
Большие финансы

Выравнивание бюджетной обеспеченности и повышение финансовой устойчивости консолидированных бюджетов субъектов РФ

На фоне кризисных явлений и снижения доходов в долях ВВП по сравнению с 2007 годом ослабление бюджетной политики приводило к продолжению роста расходной части. Выделение в конце 2008 года бюджетных средств на финансирование антикризисных мер по поддержке реального сектора и обеспечение стабильности в банковской системе осуществлялось за счёт перераспределения расходов федерального бюджета, в результате чего по итогам 2008 г. заметно выросли в долях ВВП расходы по разделу национальная экономик и сократились расходы на общегосударственные вопросы (на 0,45%).

Неудовлетворительной можно назвать ситуацию с кассовым исполнением расходных обязательств в течение финансового года. И хотя по сравнению с 2007 г. наметились незначительные сдвиги в положительную сторону по данному параметру, тенденция к росту расходов остаётся неизменной.

Кризис привёл к существенному сокращению доходов бюджетов практически всех субъектов РФ. В 2002-2006 гг. наблюдалась тенденция к постепенному снижению объёма федеральных финансовых ресурсов, перечисляемых субнациональным бюджетам. В 2007 году объём межбюджетных трансфертов увеличился до 2,57% ВВП. В 2008 году рост доли средств, выделенных из федерального бюджета на финансовую помощь регионам, продолжился, данный показатель составил 2,64% ВВП.

В 2008 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) в долях ВВП остались на уровне 2007 г. (0,79% ВВП). Таким образом, в 2007-2008 гг. прекратилось падение объёма ФФПР в долях ВВП, наблюдавшееся в период с 2002 по 2006 гг. Данный факт является положительным. Представляется, что из всех видов межбюджетных трансфертов именно ФФПР должен быть отдан приоритет, так как распределение средств осуществляется в соответствии с относительно прозрачными процедурами. При этом, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объёме трансфертов в 2008 г. практически не изменилась по сравнению с 2007 г. и составила около 30%.

В 2008 г. продолжалась тенденция последних лет к увеличению финансирования из Фонда компенсаций. Общая сумма субвенций из этого фонда выросла по сравнению с 2007 г. с 0,43% до 0,51% ВВП. Данная тенденция объясняется разграничением полномочий между уровнями бюджетной системы и стремлением федерального центра финансировать федеральные мандаты в полном объёме. Объём субсидий, выделенных из федерального бюджета на рефинансирование региональных и муниципальных финансов, практически не изменился и составил около 0,01% ВВП. Доля субсидий региональным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований осталась на уровне 2007 г. и составила 0,02% ВВП.

В качестве положительной тенденции следует отметить снижение в 2008 г. доли дотаций на обеспечение мер по поддержанию сбалансированности региональных бюджетов с 0,17% до 0,11% ВВП. Также положительным фактом является полное прекращение использования в практике межбюджетных отношений такого инструмента как передача средств по взаимным расчётам.

С целью повышения эффективности бюджетной политики России разработаны следующие мероприятия.

Приведены приоритетные направления бюджетной политики на среднесрочную перспективу. Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач. Бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики. Необходимо эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. А также дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. Целесообразно повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния. А также повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Необходимо совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля.

Приведён прогноз доходов и расходов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. За 2009-2011 доходы федерального бюджета в реальном выражении возрастут на 4,6%, или на 1,5% в среднем за год. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета сократятся с 22,5 % в 2008 году до 21,2% в 2009 году и 19,0% в 2011 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов, доля которых в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 50,0% в 2008 году до 36,1% в 2011 году, при сохранении объема ненефтегазовых доходов на уровне 12,1% ВВП. Объем расходов бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 1,6 раза в номинальном и 1,3 раза в реальном выражении при тенденции, начиная с 2009 года, к сокращению их доли в ВВП.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5