wwwGreatFin
Большие финансы

Выравнивание бюджетной обеспеченности и повышение финансовой устойчивости консолидированных бюджетов субъектов РФ

В среднесрочной перспективе представляется целесообразным добиться объединения разрозненных субсидий предпочтительно в один межотраслевой блочный трансферт, чтобы обеспечить реальную, а не декларируемую самостоятельность регионов в использовании данных средств для достижения общественно значимых результатов. Отраслевые субсидии не дают такой возможности. Нужен межотраслевой подход, при этом:

─ Сумма субсидии регионам должна определяться по единой методике, учитывающей бюджетную обеспеченность;

─ Каждое федеральное отраслевое министерство в рамках своей компетенции должно вырабатывать условия расходования средств по своему направлению;

─ Региональным властям должно быть предоставлено право самостоятельно выбирать направление (отрасль), на которое будут истрачены данные средства.

Основной канал финансовой помощи региональным властям - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из Фонда финансовой поддержки регионов вырастет с 13,8% (по сравнению с 2008 г.) и составит 374 млрд. руб. Необходимо отметить, что изначально в бюджетных проектировках на 2009-2010 гг. делалась попытка преодолеть тенденцию сокращения доли этого фонда в межбюджетных трансфертах: согласно проекту закона о федеральном бюджете на 2009 год и на период до 2011 года доля ФФПР в межбюджетных трансфертах другим уровням бюджетной системы вырастет с 30% в 2008 году до 30,4% в 2009 году, 32,8% в 2010 году и 35,3% в 2011 году. Однако следует отметить, что первоначальный проект бюджета и окончательное его исполнение существенно отличаются друг от друга. Так, в проекте федерального бюджета 2008-2010 гг. также закладывалось увеличение доли ФФПР в межбюджетных трансфертах с 33,6% в 2007 году до 35,6% в 2008 году. Однако из-за незапланированного роста объёмов субсидий увеличения доли ФФПР до обозначенных выше значений в 2007-2008 гг. не произошло. Представляется, что из всех видов межбюджетных трансфертов в долгосрочной перспективе именно ФФПР должен быть отдан приоритет, так как организация этого фонда соответствует лучшей мировой практике, а распределение средств осуществляется в соответствии с прозрачными процедурами [29].

Далее необходимо отметить, что с 2005 года, Фонд компенсаций (ФК) объединяет в себе средства на финансирование всех существующих в законодательстве федеральных расходных мандатов. Проект федерального бюджета на 2009 год и на период до 2011 года предусматривает стабильность доли ФК в межбюджетных трансфертах другим уровням бюджетной системы (18-20%). Следует отметить, что доля субвенций в межбюджетных трансфертах другим уровням бюджетной системы остаётся по-прежнему высокой. Поэтому, в среднесрочной перспективе целесообразно осуществить проверку эффективности существующего разграничения полномочий и при необходимости:

· отказаться от делегирования регионам ряда федеральных полномочий, перейдя к их финансированию непосредственно из федерального бюджета;

· передать ряд федеральных полномочий субъектам Федерации в полном объёме с соответствующим увеличением объёма нецелевых трансфертов и трансфертов с нежёсткими условиями расходования полученных средств и расширением собственных доходов региональных бюджетов;

· рассмотреть возможность делегирования/централизации некоторых полномочий на договорной основе с чёткими, законодательно закреплёнными условиями таких договоров.

В части субсидий в проекте бюджета на 2009 год и на период до 2011 г. запланирован рост в 2009 году: субсидии в 2009 г. вырастут в 1,52 раза по сравнению с объёмом, запланированном в проекте федерального бюджета на 2008 г. и на период до 2010 г. - до 482,3 млрд. руб. Основными направлениями расходования данных средств в 2009 г. являются:

─ Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» - 16,2% общей суммы субсидий;

─ субсидии на дорожное хозяйство - 7,3% общей суммы субсидий;

─ субсидии на поддержку с/х производителя - 14,4% общей суммы субсидий;

─ социальная помощь - 7,2% общей суммы субсидий.

Субсидии из федерального бюджета на дорожное хозяйство и Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России» имеют высокую социальную значимость для поддержания единства территориального и экономического пространства страны, обеспечения пространственной мобильности населения. Соответствующие обязательства по реализации крупных автодорожных проектов достаточно велики и в большинстве случаев не могут быть профинансированы исключительно за счёт региональных бюджетов. В это связи представляется целесообразным сохранить существующие механизмы распределения этих субсидий, которые в целом соответствуют требованиям к подобным инструментам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5