wwwGreatFin
Большие финансы

Выравнивание бюджетной обеспеченности и повышение финансовой устойчивости консолидированных бюджетов субъектов РФ

Вместе с тем с целью повышения эффективности планирования и использования этих средств необходимо обратить внимание на две особенности выделения субсидий на дорожное хозяйство. Во-первых, необходимо усилить привязку финансируемых через субсидии проектов к общим направлениям и приоритетам территориального развития, развития федеральных и территориальных дорог в регионе, а также к другим механизмам и объёмам выделяемой финансовой помощи (решение о выделении субсидий на дорожное хозяйство должно учитывать бюджетную обеспеченность и объёмы финансовой помощи, которую регион получает по другим направлениям). Во-вторых, необходимо ужесточить отбор проектов по критериям социальной и экономической эффективности при подаче заявок на получение финансирования за счёт субсидий с учётом возможностей по софинансированию со стороны регионов.

Что касается субсидий на с/х производство, то передача на региональный уровень полномочий по поддержке с/х производства приводит к тому, что наиболее активно эта поддержка осуществляется не в тех регионах, где наиболее благоприятны природно-климатические условия, а в тех, где большие финансовые возможности для осуществления подобной политики. Поэтому, решением данного вопроса является централизация на федеральном уровне субсидий на поддержку с/х производства с минимизацией региональных расходов по данному направлению.

В заключение следует отметить, что экономический кризис не только представляет для системы межбюджетных отношений определённые риски, но и открывает возможности для повышения её эффективности. Основными рисками для системы межбюджетных отношений являются: увеличение роли дискреционных межбюджетных трансфертов, выделяемых на неформализованной основе и создающих отрицательные стимулы для фискального поведения региональных властей; непродуманное изменение наиболее прозрачных и эффективных инструментов межбюджетного регулирования с целью их адаптации к изменяющимся условиям; восполнение потерь доходов бюджетов субъектов РФ за счёт снижения доходной базы местных бюджетов (с помощью перераспределения доходных источников или расширения практики использования отрицательного трансферта).

Основной возможностью для повышения эффективности системы межбюджетных отношений является радикальное сокращение числа направлений предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ с одновременным увеличением объёмов оставшихся субсидий и концентрации их на решение 3-4 наиболее важных первоочередных для регионов задач.

Заключение

По проведённому исследованию можно сделать следующие выводы.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Анализ исполнения доходной части бюджета РФ показал, что во второй половине 2008 г. ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов повлекло за собой снижение бюджетных доходов. Наименее заметно снижение налоговых доходов на федеральном уровне, при этом сокращение неналоговых доходов и безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы явились основными факторы общего снижения доходов федерального бюджета в 2008 г. Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в ВВП в 2008 г. колебалась в пределах 6,6-13,4%, при этом наблюдалось устойчивое снижение этого показателя во второй половине года, связанное с ухудшением конъюнктуры на мировом рынке нефти. В то же время, доля нефтегазовых доходов, несмотря на некоторое снижение, остаётся на высоком уровне. При этом величина ненефтегазового дефицита федерального бюджета в 2008 г. находилась на протяжении почти всего года выше отметки в 5% ВВП, за исключением трёх месяцев, когда наблюдался профицит.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5