Выравнивание бюджетной обеспеченности и повышение финансовой устойчивости консолидированных бюджетов субъектов РФ
Общая сумма средств, планируемая к перечислению в региональные и местные бюджеты в 2009 году, составляет около 1228 млрд. руб. Это в 1,12 раза больше, чем объём средств, фактически выделенных на эти цели из федерального бюджета в 2008 году притом, что общие расходы федерального бюджета вырастут в 1,19 раза. В результате более медленного роста межбюджетных трансфертов другим уровням бюджетной системы их доля в расходах федерального бюджета снизится по сравнению с 2008 г.: с 14,5% до 13,6%.
Необходимо отметить, что система межбюджетных трансфертов становится всё более сложной. В Российской Федерации согласно проекту бюджета на 2009 год и на период до 2011 года насчитывается свыше 130 различных трансфертов (6 в подразделе дотаций, 90 в подразделе субсидий, в том числе федеральные целевые программы и подпрограммы, 26 в подразделе субвенций и 16 в подразделе иные межбюджетные трансферты). Возникает вопрос, эффективная ли такая система. По аналогии с налогообложением, число трансфертов должно быть приемлемо для эффективного администрирования. По 58 направлениям финансирование составляет менее 1 млрд. руб., это значит, что для отдельного субъектов РФ финансирование по ряду направлений может составлять десятки или сотни тысяч рублей. Очевидно, что при целевом характере большинства направлений (субсидии и субвенции) издержки по оценке целевого использования данных средств могут превысить выгоды от получаемых средств.
Необходимо провести тщательную ревизию разграничения полномочий между федеральным центром и регионами, с тем, чтобы ряд полномочий целиком закрепить за регионами, а часть полномочий вернуть на уровень Федерации. Следует отметить, что в последнее время пересмотр разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы происходит практически ежегодно, что значительно снижает предсказуемость основных параметров бюджетной системы для региональных и местных властей и негативно сказывается на качестве управления государственными и муниципальными финансами. В этой связи нецелесообразно вносить значительные изменения в разграничение расходных полномочий в течение бюджетной трёхлетки 2009-2011 гг. Вместе с тем необходимо использовать данный период для мониторинга и оценки эффективности действующей системы разграничения полномочии [8].
Начиная с 2012 г. необходимо предусмотреть возможность пересмотра сложившейся системы разграничения полномочий с целью снизить число делегируемых полномочий, а также закрепить за каждым уровнем власти те полномочия, которые могут быть наиболее эффективно выполнены данным уровнем власти.
Дополнительным способом решения проблемы большого числа незначительных по объёму целевых трансфертов и повышения качества управления выделяемыми финансовыми ресурсами является их объединение в блочные трансферты. Суть блочных трансфертов заключается в том, что финансовые ресурсы в рамках одного межбюджетного трансферта можно использовать по нескольким направлениям. При этом уровень власти, из бюджета которого выделяются блочные трансферты, может устанавливать как формулу распределения данных трансфертов, так и условия расходования средств по каждому направлению финансирования. Уровень власти, получающий блочный трансферт, может самостоятельно выбрать пропорции использования выделенных средств по каждому направлению, включённому в блочный трансферт.
Это повысит качество управления государственными и муниципальными финансами за счёт максимального учёта предпочтений местного населения при реализации общенациональных приоритетов. После 2010 года представляется целесообразным постепенно заменить значительную часть разрозненных субсидий регионам на блочные межбюджетные трансферты. В связи с высокой степенью дифференциации налогового потенциала и стоимости оказания бюджетных услуг в регионах РФ на федеральном уровне целесообразно выделение блочных субсидий с учётом бюджетной обеспеченности регионов. Однако прогрессивность выравнивания должна быть существенно ниже, чем при выделении дотаций из Фонда финансовой поддержки регионов. Предлагается выделять блочные трансферты пропорционально отставанию бюджетной обеспеченности регионов от бюджетной обеспеченности самого богатого региона.