wwwGreatFin
Большие финансы

Совершенствование механизма финансирования образовательных услуг

Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Образование в Российской Федерации представляет собой систему, которая не может существовать без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов.

Образование как важнейшей фактор формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов.

Институты (учреждения) образования координируют и формализуют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой непреходящей, социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих членов общества, передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, училища, техникумы, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена той ролью, которую играет образование в жизни высокоразвитого рыночного общества. В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все большее значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в XX веке в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства к развитию учреждений образования.

Нехватка собственных финансовых ресурсов в образовательных учреждениях отрицательно сказывается на развитии материальной базы и качестве подготовки специалистов, вызывает отток наиболее одаренной части научно-педагогического персонала, снижает уровень социально-экономического развития региона, его конкурентоспособности на мировом рынке. В современных условиях, когда финансирование учреждений образования ведется лишь по статьям текущих расходов, региональным и местным властям следует брать на себя часть забот о развитии системы образования региона и увеличении числа учащихся и детей в учебных заведениях.

Цель данной дипломной работы - выявить проблемы финансирования деятельности начального профессионального образования на примере Г(О) ОУ НПО Профессионального училища №__ и найти пути совершенствования механизма финансирования образовательных услуг.

В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:

. Рассмотреть сущность механизма финансирования образовательных учреждений в Российской Федерации.

. Исследовать законодательные основы, на которых действуют бюджетные образовательные учреждения.

. Провести анализ финансового обеспечения начального профессионального образования и оценить эффективность использования им бюджетных средств.

. Выявить основные проблемы финансового обеспечения образовательного учреждения.

. Определить пути решения по совершенствованию механизма финансирования образовательных услуг начального профессионального образования.

Предметом исследования дипломной работы является процесс финансирования образовательных услуг. Объектом исследования является государственное (областное) образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №__. Периодом исследования являются 2008, 2009 и 2010 года. Все эти критерии оценки дипломной работы показаны в системной модели исследования (Приложение 1).

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам финансирования образования: использованы литературные источники (монографии, периодические издания), материалы научно-практических конференций.

Нормативно - правовую базу дипломной работы составляют: Конституция РФ, Бюджетный и Гражданский Кодексы РФ, законодательные и нормативные акты Государственной Думы и Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Указы Президента РФ, законы Российской Федерации и ее отдельных субъектов, постановления Правительства РФ, отраслевые и местные нормативные акты.

В методологической базе использованы методы экономического, системного анализа, математической статистики, принятия оптимальных решений и др.

1. Теоретические аспекты финансирования учреждений образования