Финансирование расходов на начальное профессиональное образование
Средства бюджета служат основным источником финансовых расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена, в первую очередь, свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться только исходя из требований практики. Процесс любого государственного регулирования представляет собой установление государственного заказа и социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении. Законом определено, что для системы образования государственный заказ должен включать такие параметры, как количество контингентов обучаемых, государственный образовательный стандарт и норматив бюджетного финансирования.
Прежде всего, следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных программ, на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке.
Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений областного и местного ведения и реализацию собственных программ.
При решении проблем финансового обеспечения образовательных учреждений, возникает необходимость решения нескольких задач: выбора приоритетных направлений развития, выявления и использования новых источников финансирования, создания организационных и экономических механизмов рационального использования имеющихся ресурсов.
Задача выбора приоритетных направлений развития для начального профессионального образования, которое необходимо обеспечить финансовыми ресурсами, на федеральном уровне заключается прежде всего в определении соотношения затрат на различные уровни образования.
Подробнее расходы федерального бюджета на начальное профессиональное образование мы можем рассмотреть в табл. 6.
Таблица 6 - Расходы федерального бюджета на начальное профессиональное образование за 2008-2010 гг. в тыс. руб.
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Январь |
241 995 |
231 032 |
91 508 |
Февраль |
673 718 |
921 714 |
228 336 |
Март |
708 277 |
1 053 635 |
283 385 |
Апрель |
1 030 502 |
1 166 129 |
262 626 |
Май |
769 414 |
902 256 |
222 399 |
Июнь |
1 384 203 |
1 704 949 |
445 124 |
Июль |
866 585 |
1 043 230 |
191 198 |
Август |
542 117 |
546 927 |
134 899 |
Сентябрь |
739 826 |
943 516 |
238 462 |
Октябрь |
1 125 378 |
1 205 723 |
212 332 |
Ноябрь |
1 001 693 |
1 155 170 |
246 382 |
Декабрь |
2 387 246 |
2 289 235 |
510 558 |
Итого: |
11 470 954 |
13 163 516 |
3 067 209 |