Финансирование расходов на начальное профессиональное образование
Среднегодовое количество учащихся, рассчитывается по формуле 2:
, (2)
где Уср - среднегодовое количество учащихся;
У1 - количество учащихся на начало планируемого года (на 1 января);
М1 - количество месяцев с переходящим контингентом на начало года (8 месяцев);
У2 - количество учащихся планируемого года (на 1 сентября);
М2 - количество месяцев функционирования учреждений с новым контингентом на конец года (4 месяца);
- число месяцев в году.
- среднегодовое количество учащихся за 2008 г.
- среднегодовое количество учащихся за 2009 г.
- среднегодовое количество учащихся за 2010 г.
Теперь, когда мы знаем показатели региональных нормативов бюджетного финансирования и среднегодовое количество учащихся за 3 года, мы можем узнать какая нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы Г(О) ОУ НПО Профессионального училища № в расчете на одного обучающегося:
ФНбф = 19467150,25: 637 = 30560,68 руб. - норматив бюджетного финансирования Г(О) ОУ НПО Профессионального училища № в расчете на одного обучающегося за 2008 г.
ФНбф = 22401152,42: 555 = 40362,44 руб. - норматив бюджетного финансирования Г(О) ОУ НПО Профессионального училища № в расчете на одного обучающегося за 2009 г.
ФНбф = 22061653,05: 484 = 45581,95 руб. - норматив бюджетного финансирования Г(О) ОУ НПО Профессионального училища № в расчете на одного обучающегося за 2010 г.
Таким образом, проанализировав финансирование Г(О) ОУ НПО Профессионального училища № и начального профессионального образования в целом, мы можем выделить основные проблемы бюджетного финансирования начального профессионального образования.
Характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования начального профессионального образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования образовательного учреждения. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательного учреждения. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании». Приоритеты при финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом: оплата труда, стипендия, оплата коммунальных услуг и остальные виды расходов.
Такая оценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня финансирования начального профессионального образования:
выделение на нужды развития образования не менее 10% национального дохода;
установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;
введение социальных доплат, надбавок для работников образования.
Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.
В настоящее время практически отсутствует современная нормативно-методическая база бюджетного планирования и финансирования:
не принят закон о минимальных социальных стандартах;
не разработаны нормативы государственных затрат на оказание государственных образовательных услуг;
не существует единых методологических основ расчёта минимальной бюджетной обеспеченности;
не разработаны необходимые методические материалы по расчёту и обоснованию потребности в бюджетном финансировании;
отсутствуют единые по России и ведомственные методики распределения финансовых ресурсов между бюджетополучателями.
Вместе с тем государство, несмотря на утверждённый закон - Бюджетный кодекс РФ, решает каждый финансовый год, какой именно механизм бюджетного финансирования применять в текущем году.