Структура механизма финансирования системы образования в РФ
Финансирование системы образования определяется в первую очередь конституционными гарантиями в области образования, предоставляемыми гражданам. Как известно, в Российской Федерации все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием и начальным профессиональным образованием, бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях [2].
В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.
В целях поощрения граждан имеющих выдающиеся способности в Российской Федерации предусмотрены специальные государственные стипендии, также государство оказывает помощь в получении образования. Стипендии предоставляются для таких граждан для обучения за рубежом.
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
) общеобразовательные (основные и дополнительные);
) профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы:
дошкольного образования;
начального общего образования;
основного общего образования;
среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
начального профессионального образования;
среднего профессионального образования;
высшего профессионального образования;
послевузовского профессионального образования [21, с. 36].
В Российской Федерации образование оказывается в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, самообразования, экстерната. Допускается сочетание форм обучения.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
. Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
. Развитие общества.
. Укрепление и совершенствование правового государства.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).
Федеральное государственное образовательное учреждение - это образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы: