Структура механизма финансирования системы образования в РФ
Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
Федеральное Собрание Российской Федерации (законодатель);
Правительство Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации, включая систему Федерального казначейства и его территориальных органов как составную часть Министерства финансов;
федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
уполномоченные банки (проводящая сеть);
собственно образовательные учреждения федерального ведения (расходование) [25, с. 104].
Поскольку в России основным источником финансирования образования все-таки является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:
системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.
На данном этапе двумя важными составляющими системы финансирования являются:
. Схема финансирования.
. Распределение функций между органами, участвующими в финансировании [31, с. 67].
Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП (с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны).
В промышленно развитых странах мира приоритетными являются расходы на обязательное школьное образование, доля затрат на которое в структуре расходов на образование составляет: в США - 67%, в Германии - 70%, во Франции - 73%, в Великобритании - 74%, в Италии - 76% и в Японии - 89%. Доля расходов на высшее образование в перечисленных странах колеблется от 8% (Япония) до 27% (США) и 34% (Канада), на дошкольное образование выделяется от 0,3% (Канада), во Франции такие расходы финансируются за счет частных источников и достигают 11%.
В России структура затрат существенно отличается. Одна из отличительных черт государственного финансирования в нашей стране - высокая составляющая затрат на дошкольное образование - 27% и низкий удельный вес затрат на обязательное образование - всего 50%, причем на общее, академическое образование приходится всего лишь 38%, а на профессиональное - 12% [16, с. 59].
Недостаток бюджетных средств на финансирование большинство стран компенсирует за счет внебюджетных средств. Привлечение внебюджетных средств осуществляется путем:
- введения частичной или полной оплаты расходов на образование, включая образовательный кредит;
- стимулирование частного сектора, формирующего усложненный вид элитарного образования.
Широкое распространение платное образование получило в США и Канаде. Наряду с этим страны Северной Европы (Дания, Норвегия, Швеция) противостоят введению платного обучения [27, с. 39].
Бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием центрального фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования [13, с. 257].