Структура механизма финансирования системы образования в РФ
Исполнение бюджета - это сбор и расходование денежных средств в течение финансового года, в процессе которого участвуют финансовые органы, налоговые и органы исполнительной власти, кредитные учреждения, юридические и физические лица, получатели бюджетных средств.
Принципы исполнения бюджета:
. Принцип единства кассы - зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и расходование средств с единого бюджетного счета;
. Расходование средств в пределах наличия средств на едином бюджетном счете.
Широкое распространение получила казначейская система исполнения бюджета. При реализации механизма финансирования образовательных услуг (Приложение 2) в первую очередь производиться финансовое обеспечение расходов образовательных учреждений по т.н. «защищенным» статьям бюджетной классификации. При финансировании образовательных учреждений через казначейскую систему исполнения бюджета главный распорядитель кредитов - орган управления образованием отстраняется от процедуры финансовых перечислений денежных средств.
Функции органов управления образованием сводятся к определению сумм, подлежащих перечислению и составлению заявок на финансирование по каждому учреждению с указанием статей расходов. Финансовый орган бюджетные средства перечисляет на банковский счет соответствующего отделения Казначейства, которые зачисляются на лицевые счета образовательного учреждения. На лицевые счета Централизованных бухгалтерий органов управления образованием поступают только денежные средства образовательных учреждений, обслуживаемых этой бухгалтерией.
Как установлено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, при казначейском исполнении бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство Российской Федерации.
Главными задачами казначейской системы исполнения бюджета являются:
контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
осуществление прогноза объемов финансовых ресурсов и оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных расходов;
сбор, обработка и анализ информации о состоянии финансов, предоставление в вышестоящие органы отчетности о финансовых операциях;
организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета путем управления доходами и расходами на счетах казначейства в банках.
В Российской Федерации существует трехуровневая структура федерального казначейства: Главное управление казначейства в составе Министерства финансов РФ, управление федерального казначейства по субъектам РФ, отделения федерального казначейства (в городах, районах).
Я считаю, что порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми ресурсами бюджетополучателей. Однако, наряду с этим, с внедрением казначейской системы исполнения бюджета значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных средств.
Бюджетная система в целом, представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе: