Разработка стандартов оценки покупателей и дифференциации предоставления кредита
Система показателей ориентирована на доступную информацию о клиенте. Существенным преимуществом комплексной оценки является выражение оценки качества кредитоспособности клиента одним числовым значением. Это является важным преимуществом для предприятий, которым приходится оценивать большое число клиентов, рассредоточенных в разных местах.
Клиенты позиционируются по следующим категориям надёжности: перспективный, стабильный, нестабильный и новый. Конкретные позиции занимают клиенты, попавшие в первый, третий и пятый классы надёжности.
Третий и четвертый классы клиентов находятся в зоне неопределенности и необходимо оперативное отслеживание динамики их движения.
«Новый клиент» не позиционируется по классам надёжности, в виду отсутствия какой-либо ретроспективной информации, поэтому должен происходить тщательный контроль платежей и детальное изучение клиента для определения категории, к которой в перспективе он будет отнесён.
Предложения по структурированию форм и способов расчётов в зависимости от класса надёжности дебитора, в соответствии с классификацией видов платежей, формализованы в виде матрицы предпочтений (таблица 3.4).
Таблица 3.4 Матрица предпочтений выбора форм платежей в зависимости от класса надежности дебиторов
Виды платежей |
Класс надежности дебитора | |||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс |
Новый | |
Приоритетная форма платежа, номер соответствует очерёдности | ||||||
Досрочные |
3 |
3 |
1 |
2 | ||
Срочные |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
Отсроченные |
1 |
2 |
3 |
3 | ||
Просроченные |
Результат практической реализации данной методики представлены виде групп организаций-дебиторов ОАО «Кинотеатр «АВРОРА» (таблица 3.5).
Таблица 3.5 Группировка дебиторов ОАО «Кинотеатр «АВРОРА» по степени надёжности
Дебитор |
Показа-тели |
Оценка показателей |
Общая оценка | |||
1. Кредитная история |
2. Средний срок погашения дебиторской задолжен-ности |
3. Удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме продаж |
4. Объем просро-ченной дебиторской задол-женности в общем объеме продаж | |||
Удельный вес |
0,25 |
0,25 |
0,2 |
0,3 | ||
СПбГУ |
Баллы |
100 |
100 |
80 |
80 |
х |
Рейтинг |
25 |
25 |
16 |
24 |
90 | |
ОАО «Газпром» |
Баллы |
60 |
70 |
50 |
60 |
х |
Рейтинг |
15 |
17,5 |
10 |
18 |
78,5 | |
СПбГУКИТ |
Баллы |
50 |
40 |
50 |
40 |
х |
Рейтинг |
12,5 |
10 |
10 |
12 |
44,5 | |
КВТК |
Баллы |
30 |
10 |
10 |
30 |
х |
Рейтинг |
7,5 |
2,5 |
2 |
9 |
21 |