wwwGreatFin
Большие финансы

Разработка стандартов оценки покупателей и дифференциации предоставления кредита

Система показателей ориентирована на доступную информацию о клиенте. Существенным преимуществом комплексной оценки является выражение оценки качества кредитоспособности клиента одним числовым значением. Это является важным преимуществом для предприятий, которым приходится оценивать большое число клиентов, рассредоточенных в разных местах.

Клиенты позиционируются по следующим категориям надёжности: перспективный, стабильный, нестабильный и новый. Конкретные позиции занимают клиенты, попавшие в первый, третий и пятый классы надёжности.

Третий и четвертый классы клиентов находятся в зоне неопределенности и необходимо оперативное отслеживание динамики их движения.

«Новый клиент» не позиционируется по классам надёжности, в виду отсутствия какой-либо ретроспективной информации, поэтому должен происходить тщательный контроль платежей и детальное изучение клиента для определения категории, к которой в перспективе он будет отнесён.

Предложения по структурированию форм и способов расчётов в зависимости от класса надёжности дебитора, в соответствии с классификацией видов платежей, формализованы в виде матрицы предпочтений (таблица 3.4).

Таблица 3.4 Матрица предпочтений выбора форм платежей в зависимости от класса надежности дебиторов

Виды платежей

Класс надежности дебитора

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Новый

Приоритетная форма платежа, номер соответствует очерёдности

Досрочные

3

3

1

2

Срочные

2

1

1

1

2

1

Отсроченные

1

2

3

3

Просроченные

Результат практической реализации данной методики представлены виде групп организаций-дебиторов ОАО «Кинотеатр «АВРОРА» (таблица 3.5).

Таблица 3.5 Группировка дебиторов ОАО «Кинотеатр «АВРОРА» по степени надёжности

Дебитор

Показа-тели

Оценка показателей

Общая оценка

1. Кредитная история

2. Средний срок погашения дебиторской задолжен-ности

3. Удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме продаж

4. Объем просро-ченной дебиторской задол-женности в общем объеме продаж

Удельный вес

0,25

0,25

0,2

0,3

СПбГУ

Баллы

100

100

80

80

х

Рейтинг

25

25

16

24

90

ОАО «Газпром»

Баллы

60

70

50

60

х

Рейтинг

15

17,5

10

18

78,5

СПбГУКИТ

Баллы

50

40

50

40

х

Рейтинг

12,5

10

10

12

44,5

КВТК

Баллы

30

10

10

30

х

Рейтинг

7,5

2,5

2

9

21

Перейти на страницу: 1 2 3