Разработка стандартов оценки покупателей и дифференциации предоставления кредита
Формирование экономических отношений необходимо рассматривать с позиции экономических интересов участников процесса реализации товаров (работ, услуг). Основу формирования кредитных отношений с покупателем должен составлять рейтинг надежности дебитора, проблема определения которого заключается в малоинформативном массиве сведений о клиенте.
Деятельность предприятий характеризуется многообразием финансовых процессов, множественностью показателей финансового состояния, различием в уровне их критических оценок, поэтому целесообразно определение комплексной оценки надёжности дебитора с применением метода баллов.
Сущность методики заключается в классификации клиентов по уровню надёжности, в зависимости от набранного количества баллов, по фактическим значениям отобранных критериев (таблица 3.3).
Таблица 3.3 Рекомендуемые критерии оценки надёжности дебитора с применением метода баллов
Оценочные критерии |
Параметр |
Границы классов согласно критериям | ||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
5 класс | ||
1. Кредитная история (относится к неформальным методам оценки) |
% |
100-85 |
84-70 |
69-50 |
49-35 |
34-0 |
баллы |
80-100 |
79-60 |
59-30 |
29-0 |
0 | |
2. Средний срок погашения дебиторской задолженности |
дни |
до 30 |
31-60 |
61-90 |
91-120 |
свыше 120 |
баллы |
80-100 |
79-60 |
59-30 |
29-0 |
0 | |
3. Удельный вес дебиторской задолженности в общем объеме продаж |
% |
до 10 |
10,1-15 |
15,1-20 |
20,1-25 |
свыше 25 |
баллы |
80-100 |
79-60 |
59-30 |
29-0 |
0 | |
4. Объем просроченной дебиторской задолженности в общем объеме продаж |
% |
0-5 |
6-10 |
11-15 |
16-20 |
свыше 20 |
баллы |
80-100 |
79-60 |
59-30 |
29-0 |
0 | |
5. Границы классов |
Рейтинг (баллы * уд.вес) |
80-100 |
79-60 |
59-30 |
29-20 |
Ниже 20 |
Категория клиентов |
Перспективный |
Стабильный |
Нестабильный |
Нестабильный |
Нестабильный |