Проблемы, возникающие при проведении налоговыми органами контрольных мероприятий
По критерию финансирования расходов, связанных с дублированием функций, официальная позиция налоговых органов заключается в том, что расходы могут признаваться обоснованными в случае, если функции, выполняемые по гражданско-правовым договорам, не дублируют обязанности штатного подразделения налогоплательщика.
По критерию связи расходов с производственной деятельностью затраты, связанные с предпринимательской деятельностью и носящие производственный характер, в любом случае подлежат признанию в качестве обоснованных налоговых расходов, поскольку преследуют цель получения доходов от осуществления деятельности. Таким образом, производственный характер затрат налогоплательщика обусловливает возможность учета таких расходов для целей налогообложения прибыли, поскольку они непосредственно связаны с извлечением дохода и являются обоснованными (ст. 252 НК РФ).
Таким образом, не урегулированное законодательством понимание категории «экономическая обоснованность» порождает оценочное её толкование, как контролирующими органами, так и налогоплательщиком, и, как следствие, необходимость доказывания налогоплательщиками прав на использование таких расходов для исчисления налога на прибыль. Считается, что экономическая обоснованность расходов тесно связана с уклонением от уплаты налогов, так как налогоплательщики в большинстве случаев манипулируют с расходами для снижения налогооблагаемой прибыли, в том числе незаконными способами. Поэтому, определив на законодательном уровне понятия «уклонения от уплаты налогов», «схема уклонения от налогообложения», присущие им признаки, и другие мероприятия, предложенные ранее, позволят существенно снизить разногласия между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также облегчат работу судебным органов. Кроме того, в целях налогового контроля можно прописать нормативы затрат, используя арбитражную практику по наиболее спорным видам расходов.
Немаловажное значение имеет повышение результативности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования. При определении рыночной цены сделки считаем наиболее целесообразным использование метода сопоставимых рыночных цен, в основе которого лежит информация о ценах (интервале цен), содержащаяся в опубликованных изданиях или информационных системах. При этом налогоплательщики самостоятельно должны предоставить налоговым органам документальные источники информации, обосновывающие соответствие применяемых цен рыночным ценам по сделкам превышающим 600 тыс. руб.
Следующим приоритетным направление работы налоговых органов является контроль за деятельностью убыточных организаций. Проводимая ФНС России работа направлена на легализацию налоговой базы путем пресечения случаев неполного отражения вычете хозяйственных операций, выявления фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, схем ухода от налогообложения. Для решения поставленной задачи проводились еженедельные заслушивания руководителей организаций по возникновению убытков, в результате которой доля убыточных организаций снизилась в 2007г. на 17,2 %. Мы предлагаем продолжить подобные административные мероприятия налоговых органов и сосредоточить усилия на организациях, декларирующих незначительную прибыль, чтобы только избежать неплановых налоговых проверок.
Таким образом, осуществление названных рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования и налогового контроля позволит, во-первых, более полно отслеживать процессы контроля уклонений от уплаты налогов, во-вторых, существенно повысить объективность оценки контроля, эффективность и результативность работы налоговых органов, а также создать базу для эффективного функционирования российской налоговой системы в целом.