Проблемы, возникающие при проведении налоговыми органами контрольных мероприятий
С серьезными проблемами сталкиваются налоговые органы при проведении контрольных мероприятий по налогу на прибыль организаций, связанными со сложностями администрирования этого налога.
Согласно ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли организаций признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые, кроме нормируемых, затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Содержание понятия «обоснованность» расходов является одной из спорных дефиниций в экономической теории и правоприменительной практике. Причины возникающих спорных ситуаций, связанных с правовой презумпцией признания расходов на основании критерия обоснованности, обусловлены смысловым наполнением понятия «обоснованные расходы».
Определение понятия «обоснованные расходы» - экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме (абз. 3 п.1 ст. 252 НК РФ), - осуществляется посредством другого понятия - «экономически оправданные затраты», определение которого НК РФ не содержит. Использование в НК РФ указанных оценочных понятий и признаков, используемых для их характеристики, предопределяет субъективность оценки ненормируемых законодательством обоснованности расходов, как со стороны налоговых органов, так и налогоплательщиков, что зачастую приводит к возникновению судебных споров между ними.
Можно выделить следующие основные критерии обоснованности расходов для целей налогообложения, подвергающиеся сомнению со стороны контролирующих органов:
) направленность расходов на получение доходов;
) экономическая целесообразность расходов;
) финансирование расходов по дублированию функций;
) связь расходов с производственной деятельностью.
Под деятельностью, направленной на получение дохода в целях налогообложения, следует понимать предпринимательскую деятельность. Под доходом в целях налогообложения прибыли законодательство понимает экономическую выгоду в денежной или натуральной форме. Значит, расходы налогоплательщика для признания их обоснованными по смыслу ст. 252 НК РФ должны быть осуществлены в целях получения именно дохода от предпринимательской деятельности, а не прибыли (положительной разности между доходами и расходами). Поэтому даже в случае получения убытка от деятельности, направленной на получение дохода, расходы налогоплательщика должны признаваться обоснованными (экономически оправданными).
Вопрос признания расхода экономически обоснованным в ситуации, когда налогоплательщик мог обойтись без расхода или понести меньший расход, связан с тем, что налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Арбитражная практика по вопросу обоснованности на основании критерия экономической целесообразности носит положительный для налогоплательщика характер. Суды при вынесении решения исходят из того, что налоговые органы не наделены полномочиями оценивать хозяйственную целесообразность действий налогоплательщика, а экономическая оправданность затрат не может зависеть от совершения налогоплательщиком действий, которые, по мнению налогового органа, позволили бы этих затрат избежать.