Планирование работы налоговых органов по борьбе с уклонениями от уплаты налогов
Для второй группы состав включаемых налогов для определения налоговой нагрузки различается по организациям и индивидуальным предпринимателям. Для организаций в расчет будут включаться следующие налоги:
единый налог на совокупный доход;
налог на доходы физических лиц;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
водный налог;
сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина;
транспортный налог;
земельный налог;
лицензионные сборы.
Для индивидуальных предпринимателей в расчет будут включаться следующие налоги:
налог на доходы физических, лиц;
единый социальный налог;
водный налог;
сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина;
транспортный налог;
земельный налог;
лицензионные сборы.
Если налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего показателя по соответствующей отрасли, то возникает вероятность уклонения от уплаты налогов и это станет сигналом для проведения выездной налоговой проверки. В этом случае налоговому инспектору необходимо более детально изучить причины отклонения этого показателя, так как применение данного критерия увеличения суммы уплачиваемых налогов, а путем занижения в своей отчетности суммы выручки.
Средний показатель налоговой нагрузки по стране определен ФНС РФ в 11,6%. Данный показатель слишком заниженным исходя из того, что доля налогов в ВВП по данным официальной статистики в 2008 г приближается к 20%. Поэтому считается целесообразным, повысить нормативы налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в среднем на 5 %.
Таким образом, учитывая названные замечания по первому критерию, более низкий уровень налоговой нагрузки совсем не означает, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налогов. В данном случае налоговому инспектору необходимо провести аналитическую работу с учетом вышеназванных обстоятельств для рационального отбора налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок, направленных непосредственно на сбор доказательной базы фактов уклонения от налогов и повышение тем самым эффективности самой проверки.
Критерий 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
Согласно данным налоговой статистики, на 01.01.2007 г. в целом по России от общего количества коммерческих организаций, которые согласно действующему налоговому законодательству являются плательщиками налога на прибыль, 21,3% являются убыточными. Налогоплательщики показывают в бухгалтерской и налоговой отчетности убытки, что само по себе противоречит главной цели предпринимательской деятельности - получение прибыли. Как показывает практика работы налоговых органов, большое количество организаций преднамеренно заявляют убытки, применяя различные схемы уклонения от уплаты налогов.
Мы считаем, что внимание налоговых органов должны привлекать не только убыточные организации, но и налогоплательщики, годами показывающие «копеечную» прибыль, ведя двойную бухгалтерию, а на самом деле получающие большую прибыль. Применять данный критерий необходимо в динамике за три года.
Критерий 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС.
Данный критерий необходимо применять только для первой группы налогоплательщиков в динамике за календарный год. Если удельный вес вычетов по НДС в сумме начисленного налога превышает долю допустимых вычетов по НДС, то возникает вероятность уклонений от уплаты налогов и включение таких налогоплательщиков в мероприятия налогового контроля. Это влияет на показатели отчетности, а также на рассчитанные, на их основе коэффициенты темпов роста.