Анализ возможных вариантов улучшения финансового положения ОАО «Универмаг «Центральный». Расчет резервов роста прибыли от реализации товаров
На основе анализа резерва увеличения прибыли и рентабельности предприятия, проведенного на примере ОАО «Универмаг «Центральный», можно сделать выводы о том, что на рассматриваемом предприятии существуют следующие резервы увеличения прибыли:
увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;
снижение себестоимости выпускаемой продукции;
сокращение численности персонала;
снижение затрат на сырье и материалы;
снижение амортизационных затрат и т.д.
Также представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов ОАО «Универмаг «Центральный», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
повышение качества выпускаемой продукции;
рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода затрат на сырье и материалы, а также на амортизацию оборудования;
усовершенствовать управление предприятием, а именно:
а) выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
б) внедрение на предприятии системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;
осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества предлагаемых услуг;
при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;
повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;
разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов.
Руководству ОАО «Универмаг Центральный» необходимо снизить, во-первых, себестоимость реализуемой продукции, для этого необходимо периодически обновлять оборудование, производить ремонт, чтобы не было простоев, а также приобретать более современную технику, отвечающую современным стандартам, а во-вторых, уменьшить коммерческие расходы, для этого необходимо ограничить расходы управляющего персонала, например, можно ввести лимит денежной суммы, которую в течение месяца могут потратить работники управления обществом.
Одним из эффективных способов улучшения финансового состояния является определение оптимальных соотношений между кредиторской и дебиторской задолженностями. В 2009 г. это соотношение равно 1,9, в 2008 - 2,9. Это соотношение становится более рациональным, что, несомненно, является положительным моментом.
Увеличение числа работников не является весьма рациональным шагом, так как это повлечет за собой дополнительные расходы на оплату труда, и соответственно снизит прибыль предприятия. Более правильным шагом будет проведение аудиторских проверок с целью контроля финансового состояния, то есть временное привлечение дополнительных сотрудников к работе предприятия.
Возможно также использование элементов предварительного платежа и оплаты выполненной работы по частям, которые существенно помогут снизить размеры дебиторской задолженности. Для данного предприятия это будет весьма рациональным шагом, так как в структуре дебиторской задолженности наибольшую долю занимают долги покупателей и заказчиков услуг, предлагаемых организацией.
Одной из причин ухудшения финансового состояния является увеличение запасов на складах, поэтому предприятию необходимо тщательнее управлять запасами.
Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью можно порекомендовать предприятию следующие мероприятия:
вести непрерывный мониторинг состояния дебиторской и кредиторской задолженности, своевременно выявляя и устраняя негативные
тенденции;
непрерывно контролировать состояние расчетов с покупателями и поставщиками по просроченной задолженности;
снизить длительность нахождения запасов на складах путем обеспечения ритмичности поставок, устойчивых и длительных связей с поставщиками сырья и материалов, стимулирования сбыта продукции в период сезонного падения спроса.