Контроллинг в коммерческих банках
Из принципа экономичности следует другое его качество - простота. Простые методы контроля не требуют больших усилий и достаточно экономны. Усложненные системы контроля трудно воспринимаются сотрудниками и руководителями, вызывают раздражение и реакцию отторжения, что по сути является потерей контроля над ситуацией.
В обеспечении эффективности контроля важнейшую роль играют передача и распространение информации
Задача контроллера как координатора заключается в обеспечении эффективного обмена информацией внутри банка для принятия управленческих решений.
Заключительным этапом контроля являются измерение результатов, оценка деятельности банка, структурных подразделений, отдельных сотрудников.
Анализ выполнения плана предоставляет возможность проанализировать доходы, результаты и успешность выполнения банковских планов. Такая оценка должна происходить по крайней мере ежеквартально, но лучше, если она происходит ежемесячно. Целью такой оценки являются обеспечение правления банка информацией о важнейших результатах работы, привлечение его внимания к тем событиям, которые могут повлиять на уровень прибыли банка, обновить данные об ожидаемой в текущем году прибыли и стимулировать линейных руководителей сконцентрировать свои усилия на выполнении планов мероприятий и решении задач. Регулярное формальное обсуждение результатов работы должно проходить на всех уровнях банка в ходе специальных совещаний. На этих совещаниях должны обсуждаться действительные результаты, достигнутые банком, и их отношение к планируемым показателям. Там, где имеют место серьезные расхождения, должны быть выявлены и проанализированы причины и обстоятельства, должны быть намечены коррективные планы действий.
Эффективный руководитель при оценке результатов деятельности не только обращает внимание на их стоимостное выражение, но и оценивает ключевые результаты, достигнутые в управлении персоналом и их развитии.
В отчетном периоде, кроме запланированных, могут быть получены непредвиденные доходы, которые чаще всего достигаются быстрыми и мудрыми действиями в каждодневных непредвиденных ситуациях. Случайно полученные хорошие результаты имеют сами по себе такую же ценность, как и запланированные. Вместе с тем при оценке собственной квалификации каждый сотрудник должен быть честным: какие-то результаты - хорошие или плохие - могут быть получены независимо от его деятельности. Поэтому нельзя поощрять или наказывать за их получение, несмотря на то, что с точки зрения организации это реальные результаты, являющиеся предметом оценки; не стоит делать такие результаты основой планирования будущей деятельности.
Контроллинг выступает средством серьезного улучшения деятельности банка, повышения эффективности работы. В банке появляется конкретное лицо (контроллер), с которого можно спросить за результаты работы и выполнение возложенных обязанностей, информация о финансовом состоянии банка сосредоточена в одном месте и ее можно оперативно получить, можно быстрее добиться ведения единых стандартов и правил планирования, контроля, учета и отчетности по подразделениям, планы всех подразделений будут скоординированы и проверены.
Однако наряду с положительными моментами внедрения контроллинга в банке нужно помнить о том, что, придется изменять устоявшуюся организационную структуру управления, возникнут проблемы с теми подразделениями банка, у которых будут изъяты отдельные функции, и т.п. Все понимают необходимость контроля, но относятся к нему неоднозначно. Часто руководители структурных подразделений противятся установлению плановых заданий, так как не хотят брать на себя обязательства работать в определенном направлении.
Процесс внедрения контроллинга в банках требует от контроллера организаторского таланта, способности отстаивать свою точку зрения, объяснять применение тех или иных принципов контроллинга в конкретных ситуациях, компетентность, независимость от контролируемого. Информация, предоставляемая руководству не всегда приятна для восприятия, рекомендации контроллера требуют принятия решительных мер, поэтому от него требуются определенная смелость, а также выдержка и такт в общении.