wwwGreatFin
Большие финансы

Контроллинг в коммерческих банках

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Специалисты по менеджменту относят управление современным банком к одной из самых сложных интеллектуальных сфер деятельности. Это утверждение вдвойне верно для нынешних российских условий: банки объективно находятся в центре множества противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, протекающих в экономике, политике, социальной сфере.

В условиях неустойчивости финансовых рынков, обострения конкурентной борьбы между банками, снижения доходности финансовых инструментов, роста степени риска банковских операций банки вынуждены внедрять в практику методы и инструменты современного менеджмента, позволяющие не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе обладать достаточной ликвидностью, финансовой стабильностью, получать оптимальную прибыль, расширять свою деятельность.

На многих успешно развивающихся фирмах индустриально развитых стран менеджеры в своей работе обращаются к услугам специальной службы контроллинга, которая помогает эффективно руководить предприятием в соответствии с намеченными оперативными и стратегическими целями.

Службу контроллинга сравнивают с навигационной системой, которая помогает капитану привести корабль (банк) в нужную гавань, несмотря на все препятствия, трудности и опасности.

Служба контроллинга помогает руководству управлять таким образом, чтобы:

) было ясно видны реальное финансовое положение банка, его место на рынке, структурные подразделения, приносящие прибыль (убытки), работников, ответственных за результаты деятельности подразделения; видна ясная перспектива развития банка; определена величина прибыли, необходимой для развития банка;

) рассчитаны возможные доходы и расходы на определенную отчетную дату, доходность отдельных финансовых инструментов, указаны виды банковских продуктов и услуг, которые должны принести прибыль в будущем;

) каждый работник искал и устранял причины неудач, руководство не ограничивалось бы только наказанием виновных;

) банк готов был преодолеть прогнозируемые кризисные ситуации.

Работа службы контроллинга помогает принять правильные решения в складывающихся условиях, повысить эффективность работы, а если необходимо, и обеспечить выживание банка в условиях возрастающей сложности и динамичности финансовых рынков. Контроллинг - система эффективного управления банком для обеспечения его длительного функционирования.

Основная концепция контроллинга включает:

Определение целей. В основе контроллинга лежат стратегическое планирование, предвидение реального положения банка на рынке на перспективу (идеальная цель), согласование оперативного и стратегического менеджмента. Идеальная цель определяется миссией, философией и культурой банка.

Управление целями: поиск "узких мест" в деятельности банка; поиск "узких мест" экономического роста; анализ отклонений от намеченного плана; своевременная корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке.

Достижение целей. Оно осуществляется посредством оперативного и стратегического менеджмента, хорошей мотивацией труда работников банка, разработкой и внедрением инноваций, планированием, ориентированным на будущее.

Основными элементами системы контроллинга, "процессорами, используемыми в качестве импульсных датчиков", являются учет, планирование, контроль и анализ.

Основной информационной системой предприятия служит система бухгалтерского учета, которая предусматривает сбор, классификацию и представление в денежной форме информации о хозяйственной и финансовой деятельности. Помочь в обеспечении необходимой информацией призван внутренний, или управленческий учет. Полезным документом при принятии решений является расчетно-аналитический баланс кредитной организации, т.е. преобразованный специальным образом официальный балансовый отчет.

Все активы имеют свою стоимость. От правильной оценки зависит реальность стоимости имущества (активов), обязательств и собственных средств, отражаемых в балансе. Рыночная стоимость со временем может меняться. Основные средства (здания, оборудование) постоянно утрачивают свою стоимость. Степень утраты стоимости измеряется амортизационными отчислениями (износом). Остаточная стоимость определяется путем вычитания из первоначальной стоимости начисленной амортизации. Однако остаточная стоимость на практике не соответствует реальным рыночным ценам, т.е. возможной цене реализации данного объекта. Кроме того, необходимо учитывать существование морального износа оборудования. Например, компьютерное оборудование морально устаревает гораздо раньше, чем начисляется амортизация по нормам, установленным стандартами российского бухгалтерского учета. Как правило, через два года, а в современных условиях развития техники и раньше, компьютерное оборудование полностью устаревает. Таким образом, балансовая стоимость за вычетом износа явно не соответствует реальной рыночной цене, т.е. является завышенной.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5