Анализ межбюджетных отношений в Республике Казахстан и изменений законодательства по бюджетному планированию
Межбюджетные отношение не могут строиться на основе соглашений между центральным и региональными бюджетами. Поэтому апробировать методику распределения доходов между республиканским бюджетом и отдельно взятыми двумя пилотными регионами не представляется целесообразным. В то же время, качество и работоспособность методики могут быть апробированы на примере распределения доходов внутри пилотных регионов, то есть между собственно региональным бюджетом и бюджетами районов (городов).
Конституцией Республики Казахстан установлено, что наше государство является унитарным. Унитарность государства предполагает единство как законодательной, так и бюджетной системы на всей территории нашего государства независимо от различия регионов по разным аспектам социально-экономического и природного характера.
Роль, содержание и процедурные аспекты бюджета кардинально меняются в условиях активного развития рыночных отношений в экономике. Бюджет становится основным инструментом государства по реализации его политики и обеспечению выполнения им своих функций, реализации мер государственной политики, поэтому многое зависит от эффективности функционирования всех звеньев бюджетной системы [9, c.24].
Именно на бюджете базируется решение вопросов предоставления качественных государственных услуг, обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, развития сферы здравоохранения, образования, предоставления социальной помощи и социального обеспечения, а также поддержки развития реального сектора экономики. Вполне очевидно, что в новых условиях выполнение государственных функций должно обеспечивать эффективное и прозрачное использование финансовых, трудовых и материальных ресурсов с целью их максимального приближения к населению. В данном случае именно бюджет становится одним из элементов институциональной основы государства с рыночной экономикой и развитой системой социально-ориентированных отношений [11, С.12-18].
Согласно определению Бюджетного Кодекса межбюджетные отношения - это отношения между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в бюджетном процессе, основанные на четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и расходов между уровнями бюджетов, а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных отношений.
Следует отметить, что межбюджетные отношения рассматриваются как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Первый подразумевает стабильность пополнения бюджетов всех уровней и ускорение темпов экономического роста, второй - эффективность использования местных ресурсов, качественное предоставление социальных услуг, развитие частного бизнеса и улучшения инвестиционного климата в регионах.
Межбюджетные отношения должны основываться на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом;
- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц Республики Казахстан;
- обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;
- максимальная эффективность и результативность предоставления бюджетных услуг - закрепление бюджетных услуг за тем уровнем власти, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг;
- максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к ее получателям - передача исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы, с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;
- ответственность каждого уровня бюджета за эффективное и целевое использование полученных официальных трансфертов и кредитов. [23, c.29]
Практика бюджетной работы в Республике Казахстан, однако, свидетельствует о том, что принципы межбюджетных отношений не получают реального подтверждения, а в большей степени декларируется.
В настоящее время бюджетное устройство Республики Казахстан включает следующие три уровни бюджетов:
- республиканский бюджет;
- областной бюджет, бюджеты городов республиканского значения;
- бюджеты районов и городов областного значения.
Республиканским бюджетом является денежный фонд, формируемый за счет поступлений налогов и других платежей, определенных бюджетным законодательством и расходов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики в стране. Республиканский бюджет, проект которого разрабатывается Правительством Республики Казахстан и рассматривается Парламентом Республики Казахстан, утверждается законом Республики Казахстан после принятия на совместном заседании Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан. Республиканский бюджет исполняется Правительством Республики Казахстан. [11, c.115]