Составление операционных бюджетов организации
Таблица 3.12
Расчет себестоимости единицы товара
Статьи |
Количество |
Затраты |
Всего |
1. Затраты на единицу товара: | |||
1.1. основные материалы (кг) |
5 |
0,60 |
3,00 |
1.2. затраты прямого труда |
0,8 |
7,5 |
6,00 |
1.3. накладные затраты |
0,8 |
5,00 |
4,00 |
2. Себестоимость единицы товара |
13,00 |
Если на единицу товара приходится 5 кг сырья по цене 60 коп. за один килограмм, то материалы в себестоимости единицы товара составляют 3 руб. Для оценки величины накладных издержек в себестоимости единицы товара следует сначала “привязаться” к какому-либо базовому показателю, а затем рассчитать эту компоненту себестоимости.
Поскольку переменные накладные затраты нормировались с помощью затрат прямого труда, при расчете суммарных накладных затрат также будем “привязывать” их к затратам прямого труда. Для оценки полных накладных затрат сопоставим общую сумму накладных затрат за год (она была рассчитана ранее и составляет 404 000 руб.) с общей суммой трудозатрат (80 800 руб.). Очевидно, что на один час прямого труда приходится 404 000/80 800 = 5 руб. накладных затрат. А поскольку на единицу товара тратится 0,8 часа, стоимость накладных затрат в единице товара составляет 5 х 0,8=4,0 руб., что и отмечено в таблице 3.12.
Суммарное значение себестоимости единицы товара составило по расчету 19 руб. Теперь несложно оценить величину запасов готового товара в конечном балансе организации. Поскольку финансовый менеджер запланировал 3 000 остатков готового товара на конец года, в балансе организации на конец года в статье товарно-материальные запасы готового товара будет запланировано 39 000 руб.
Бюджет административных и маркетинговых затрат.
Данный бюджет составляется с помощью такого же подхода, что и бюджет производственных накладных издержек. Все издержки разделяются на переменные и постоянные. Для планирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, а не затраты прямого труда, как это было ранее. Норматив переменных затрат составляет 1,80 руб. на единицу проданных товаров. Постоянные накладные затраты переносятся в бюджет точно так, как они представлены в исходных данных. Окончательный вид бюджета представлен ниже (Таблица 3.13).
Таблица 3.13
Бюджет административных и маркетинговых издержек, руб.
Показатель |
Квартал 1 |
Квартал 2 |
Квартал 3 |
Квартал 4 |
За год |
1. Ожидаемый объем продаж, шт. |
10 000 |
30 000 |
40 000 |
20 000 |
100 000 |
2. Переменные затраты на единицу товара |
1,80 |
1,80 |
1,80 |
1,80 |
1,80 |
3. Планируемые переменные затраты |
18 000 |
54 000 |
72 000 |
36 000 |
180 000 |
4. Планируемые постоянные затраты | |||||
5. Реклама |
40 000 |
40 000 |
40 000 |
40 000 |
160 000 |
6. Зарплата управляющих |
35 000 |
35 000 |
35 000 |
35 000 |
140 000 |
7. Страховка |
- |
1 900 |
37 750 |
- |
39 650 |
8. Налог на недвижимость |
- |
- |
- |
18 150 |
18 150 |
9. Итого постоянных затрат |
75 000 |
76 900 |
112 750 |
93 150 |
357 800 |
10. Всего планируемые затраты |
93 000 |
130 900 |
184 750 |
129 150 |
537 800 |