Иерархия нормативно-правовых актов, регулирующих местный бюджет
правовой бюджет местный акт
Конституция является важнейшим документом, имеющим федеральное значение, регламентирующим деятельность органов местных бюджетов. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации. В третьей главе Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения муниципальных органов с Конституцией.
Согласно Конституции местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий. Общие принципы организации местного самоуправления отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Глава 8 Конституции Российской Федерации устанавливает содержание и назначение местного самоуправления. В этой главе, равно как и в предыдущих главах, устанавливаются основополагающие нормы и принципы, раскрывающие понятие местного самоуправления, его основы, формы осуществления, пределы действия, полномочия по важнейшим вопросам и гарантии. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения [8, с. 52].
Наиболее важным и емким из законодательных актов в области бюджетных отношений является Бюджетный кодекс Российской Федерации. В статье 15 Бюджетного кодекса отмечено, что местные бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств муниципального образования [2, с. 9].
Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса РФ и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия [2, с. 9]:
установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета;
составление и рассмотрение проекта местного бюджета;
установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;
иные бюджетные полномочия.
Также Бюджетным кодексом РФ определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом представительные органы местного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и представлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ [2, с19].
Глава 9 Бюджетного Кодекса Российской Федерации также определяет доходную часть местных бюджетов. В этой главе приводятся налоговые и неналоговые доходы бюджетов поселений, муниципальных районов и бюджетов городских округов [2, с. 16].
В главе 16 Бюджетного кодекса зафиксированы права муниципальных образований на получение финансовой помощи из бюджетов субъектов, формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов и из бюджетов субъектов РФ, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета муниципального района, поселений. Городских округов, субсидии, субвенции из местных бюджетов, порядок их предоставления [2, с. 16].