Место и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации
Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов. Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образование, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться общеобразовательные школы, расходы на содержание имущества общеобразовательных школ, детских учебных и школьных учреждений, центры медицинской профилактики, расходы на ЖКХ и расходы на благоустройство городов, озеленение, здравоохранение и т.д. Массовая передача на местный уровень ведомственных объективов жилья и социально-культурной сферы без выделения необходимых финансовых ресурсов приводит к тому, что лишь частично удается содержать эти объекты. Низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, ежегодный пересмотр стабильных доходных источников в пользу федерального и регионального бюджетов, завышенное прогнозирование поступления в местные бюджеты федеральных налогов, занижение расходов бюджета с целью уменьшения нормативов отчислений от регулирующих налогов привели к тому, что муниципалитеты городов имеют очень низкую бюджетную обеспеченность. Собственные доходные источники местных бюджетов составляют весьма незначительную долю в структуре их доходов, что не позволяет говорить о какой либо финансовой самостоятельности местного самоуправления, предусмотренной в Конституции РФ. Что касается бесплатного отпуска лекарств и льгот на оплату транспорта и телефона на определенных категорий населения, то эти расходы покрываются за счет целевых субвенций на соответствующем уровне бюджета.
Необходимо констатировать недостаточность и далеко неоднозначность и противоречивость федерального законодательства о местном самоуправлении в сравнении с нормами конституционного права. Тем более, что как показывает практика применение современных норм федерального законодательства о местном самоуправлении совершенно не однозначно: где-то они работают, где то - игнорируются и ущемляются. Все это позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования, прежде всего федерального законодательства о местном самоуправлении.
Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов. Ведь от успешной работы местных бюджетов зависит будущее Российской Федерации. Финансовая независимость органов местного самоуправления - важное условие построения стабильного и динамично развивающегося государств.