wwwGreatFin
Большие финансы

Место и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации

Главное звено финансовой системы государства - бюджетная система. Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

На сегодняшний день, в Российской Федерации, согласно Бюджетному кодексу РФ, сложилась трехуровневая бюджетная система. Покажем ее на рис. 1.

Местные бюджеты являются самостоятельной частью бюджетной системы России, как суверенного государства. Как видно из рисунка, местные бюджеты занимают низший уровень, тем не менее, они играют большую роль, так как они максимально приближены к нуждам людей.

Местные бюджеты в Российской Федерации функционируют на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и на местном уровне. К нормативно-правовым актам федерального уровня относятся Конституция Российской Федерации, Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Налоговый кодекс. В настоящее время состав доходов и расходов местных бюджетов определяется тем, что в ведение местных органов власти переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения и вся массовая сеть социально - культурных учреждений. За счет местных бюджетов обеспечивается финансирование более 80 % бюджетных расходов на социальные приоритеты; крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры [мин фин].

Рис. 1. Законодательные уровни местных бюджетов в РФ

Рассмотрим удельный вес местных бюджетов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации и консолидированном бюджете субъектов федерации Российской Федерации, которые приведены в таблицах 1. и 2.

Делая вывод по вышеприведенной таблице, можно сказать, что доходы местных бюджетов с 2006 года по 2008 год имеют тенденцию к увеличению. Это наблюдается и в удельном весе доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета за анализируемый период удельный вес доходов местного бюджета в 2006 году составил 16.21 %, в 2007 году - 17,76, а в 2008 году увеличился на 5,94%. Удельный вес доходов местного бюджета в консолидированном бюджете составили в 2006 году 36,8 %, в 2007 году - 40,36 %, а в 2008 году выросли на 11,84 %.

Таблица 1.

Доля доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации и консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации за 2006-2008 гг.

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 год

Доходы местного бюджета, тыс. руб.

1401,2

1948,8

2386,3

Удельный вес доходов местного бюджета в доходах консолидированного бюджета РФ, %

16,21

17,76

23,7

Удельный вес доходов местного бюджета в доходах консолидированного бюджета субъектов РФ, %

36,8

40,36

52,2

Таблица 2

Доля расходов местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации и консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации за 2006-2008 гг.

Наименование показателя

2006 год

2007 год

2008 год

Расходы местного бюджета, тыс. руб.

1394,3

1933,8

2104,27

Удельный вес расходов местного бюджета в расходах консолидированного бюджета РФ, %

21,42

21,17

30,84

Удельный вес расходов местного бюджета в расходах консолидированного бюджета субъектов РФ, %

36,33

40,37

53,72

Перейти на страницу: 1 2 3