Место и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации
По отношению к 2006 году в расходах местных бюджетов 2008 года отмечаются изменения. Так доля расходов в консолидированном бюджете и в бюджете субъекта федерации РФ за рассматриваемый нами период имеет тенденцию увеличения. Так, в расходы местных бюджетов в 2006 и 2007 годах имели долю в расходах консолидированного бюджета в среднем 21%, в 2008 году выросли на 9,5 %. В расходах консолидированного бюджета субъектов федерации тоже наблюдается темпы увеличения, так в 2006 годы расходы местных бюджетов составили 36,33 % , в 2007 году- 40,37, а в 2008 году увеличились на 13,35 %.
Обобщая материал, сделаем вывод, что на местные бюджеты возложены очень важные функции, но для их реализации необходима крепкая финансовая база. Так в местных бюджетах 80 процентов расходов направляются на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и физической культуры и мероприятий социальной политики. Доля местных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации по доходам составляет лишь 22 процента. Из местных бюджетов в настоящее время финансируется более 34,1 процентов расходов на образование, более 12,4 процентов на здравоохранение, более 20,4 процентов - на содержание детских садов, жилья, расходов на коммунальные услуги. Именно органы местного самоуправления, прежде всего, ответственны за наполнение конкретным содержанием конституционной нормы, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством. Но эта высокая ответственность не подкреплена соответствующими возможностями. Наиболее ярким подтверждением является ситуация, сложившаяся с предоставленными гражданам разнообразными льготами и субсидиями. Льготы и субсидии отдельным категориям граждан присутствуют более чем в 120 федеральных законодательных актах. Местным властям вменено в обязанность оплачивать из своих бюджетов 37 видов льгот, причем по отдельным видам льгот количество категорий граждан, которые могут на них претендовать, охватывает практически все население муниципального образования.
Необходимо отметить, что в бюджетной системе страны любого государства важное место занимают местные бюджеты. В бюджетной системе страны местные бюджеты - самые многочисленные. Являясь низовым звеном этой системы, они представляют собой ее фундамент, от укрепления которого зависит прочность и надежность всей системы. Их содержание и роль изменяются по мере совершенствования вертикальной структуры органов власти, расширения полномочий органов местного самоуправления, а также других изменений в государственном и бюджетном устройстве страны. Так, становление федеративного государства в России, придание регионам (республикам в составе РФ, краям, областям, городам) статуса субъектов Федерации потребовало пересмотра полномочий органов власти разного уровня. В начале 90-х гг. XX века изменилось само понятие «местный бюджет», произошло сужение его территориальных границ до уровня городов, районов, поселков и сельских поселений. Но одновременно происходящие процессы государственного реформирования сопровождались усилением территориальной направленности развития экономики, смещением акцента на низовые звенья управления. Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в том, что они формируют денежные фонды, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти, распределяют и используют эти фонды между отраслями народного хозяйства, контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, организацией и учреждений, подведомственных этим органам власти. местный бюджет
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих многочисленные городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. На сегодняшний день в Республике Татарстан существуют 998 муниципальных образований [3]. По состоянию на 1 января 2007 года на территории Российской Федерации действовало 24210 муниципальных образований. Из них 19904 составляют сельские поселения, 522 - муниципальные районы и 236 - внутригородские муниципальные образования городов федерального значения [3].