wwwGreatFin
Большие финансы

Стратегии финансирования потребностей в оборотных активах

В процессе производственной деятельности происходит постоянная трансформация отдельных элементов оборотных средств. Предприятие покупает сырье и материалы, производит продукцию, затем продает ее, как правило, в кредит, в результате образуется дебиторская задолженность, которая через некоторый промежуток времени превращается в денежные средства. Источником финансирования потребностей в оборотных средствах служит оборотный капитал.

Общие потребности предприятия в оборотных средствах удовлетворяются либо за счет долгосрочного, либо краткосрочного финансирования. Когда средств из долгосрочных источников финансирования не хватает, компании приходится привлекать краткосрочные займы. При избытке средств, полученных из долгосрочных источников финансирования, компания инвестирует излишек в краткосрочные ценные бумаги.

Различают инвестиции в фиксированный оборотный капитал, который соответствует минимальному уровню текущих активов, и временный оборотный капитал, потребность в котором является сезонной, и потому его требуемый объем подвержен цикличным колебаниям. Как постоянные, так и сезонные потребности компании в капитале покрываются за счет долгосрочного финансирования. Такую стратегию можно охарактеризовать как консервативную, означающую, что у компании почти всегда находятся избыточные денежные средства и ликвидные ценные бумаги. Компания постоянно имеет положительное значение чистого оборотного капитала. Менеджеры многих компаний придерживаются именно такой стратегии [14, c. 137].

Агрессивная стратегия финансирования оборотного капитала направлена на точное сопоставление «сроков жизни» активов и источников их финансирования. Так, например, покупка зданий, оборудования и других основных активов происходит за счет выпуска акций и долгосрочных облигаций, а финансирование запасов и дебиторской задолженности происходит за счет краткосрочных банковских кредитов или коммерческих векселей.

Умеренная стратегия финансирования оборотного капитала является промежуточной между двумя крайностями. В тот период, когда у компании имеются «лишние» деньги, она инвестирует их в краткосрочные ценные бумаги, и, наоборот, во времена сезонного дефицита денежных средств компания прибегает к займам.

Все рассмотренные стратегии отличаются относительными размерами используемых краткосрочных займов. При агрессивной стратегии используется наибольшая доля краткосрочного долга, а при консервативной - наименьшая. Но несмотря на высокий риск, краткосрочные займы имеют некоторые важные преимущества перед долгосрочными [14, c. 139].

Ниже предлагается краткое сравнение преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного финансирования.

Преимущества краткосрочного финансирования:

скорость - краткосрочный кредит может быть получен значительно быстрее долгосрочного. Выпуск облигаций, например, должен сопровождаться регистрацией в государственных органах, подготовкой проспекта эмиссии, составлением контракта с попечителями и т. д.;

стоимость финансирования - хотя бывают исключения, проценты по долгосрочным займам обычно выше, чем по краткосрочным.

Недостатком краткосрочного финансирования является риск. Краткосрочное заимствование несет в себе большие риски, чем долгосрочное. Во-первых, заемщик несет риск неблагоприятного изменения процентных ставок: если в будущем процентные ставки снизятся, стоимость долгосрочного кредита для компании будет выше рыночной. Для некоторых компаний бремя высоких процентных обязательств может оказаться непосильным. Во-вторых, неожиданное падение спроса на продукцию компании, временные проблемы с должниками либо какие-нибудь другие неблагоприятные условия могут привести к ситуации, когда компания будет не в состоянии вернуть краткосрочный долг [14, c. 141].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6