wwwGreatFin
Большие финансы

Правовые основы и современные проблемы финансирования образовательных услуг

статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». Важно, что образовательные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осуществлять деятельность, приносящую доходы [1];

статьей 43 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением» [2].

Собственник - это государство, поэтому было бы логичнее часть дохода перечислять в бюджет, что, говоря формально, сейчас и делается, но, как всегда, «сплеча». В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов. Добавим сразу, что на эти средства в полном объеме распространяются положения Бюджетного кодекса, регламентирующие учет и движение бюджетных средств.

Статьей 48 Закона «Об образовании» от 13 января 1996 г. образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности. «Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц». Более того, там же указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя [2].

Также рассмотрим Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования. Например, постановление от 27 июня 2001 г. №487 «Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и др. формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06 ноября 2004 г. №605, от 29 июля 2006 г. №469, от 23 августа 2007 г. №533) [3], от 05 июля 2001 г. №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01 апреля 2003 г. №181, от 28 декабря 2005 г. №815, от 15 сентября 2008 г. №682) [4], от 14 июля 2008 г. №521 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования» [5], от 18 июля 2008 г. №543 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» [6], от 12 сентября 2008 г. №666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» [7], от 16 марта 2011 г. №174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» [8], от 21 марта 2011 г. №184 «Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» [9].

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных;

разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений;

иными нормативными документами, устанавливающими порядок решения конкретных проблем в сфере образования.

Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся в первую очередь документы по налоговому регулированию, организации бюджетного финансирования, бухгалтерскому учету и отчетности и т.д. Вся совокупность действующих законодательных и нормативных актов определяет условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо учитывать в практической деятельности всем образовательным организациями, независимо от того, являются ли они государственными или нет [28, с. 50].

Перейти на страницу: 1 2 3 4