Исследование систем налогообложения, применяемых предприятиями малого бизнеса
Из данных табл. 1 видно, что большинство стран применяют льготы к деятельности малых предприятий. В разных странах эти льготы различны, в одних ограничиваются уменьшением отчетных периодов, в других применяются льготные ставки по налогообложению, но правительства этих государств объединены особым отношением к малому бизнесу.
Налоговая система современной России за двадцать дет существования соединила в себе элементы налогов различных стран, но в целом системы налогообложения, применяемые малыми предприятиями, приближены к странам Европейского Союза. В России, так же, как и во многих зарубежных странах, установлен пороговый режим дохода малого предприятия. Российская упрощенная система общими чертами похожа на французский налог по косвенным признакам и израильский контрактный налог. Единый налог на вмененный доход аналогичен итальянскому минимальному вмененному налогу по видам деятельности.
На сегодняшний день федеральное налоговое законодательство РФ не использует терминов «малое предпринимательство», «малые предприятия», «малый бизнес», тем самым не выделяя субъектов малого предпринимательства в качестве особой категории налогоплательщиков, прежде всего в отношении тех или иных льгот. При этом в налоговом законодательстве введены понятия «общий налоговый режим», «специальный налоговый режим». Такое деление налоговых режимов в отечественной системе налогообложения условно можно рассматривать как альтернативные варианты налогообложения для субъектов алого предпринимательства, использование которых может снизить налоговую нагрузку для налогоплательщиков - малых предприятий. Каждый из этих режимов обладает специфическими особенностями при формировании совокупных налоговых обязательств. Вместе с тем каждый из них опирается на единую методическую базу, основой которой являются стоимостные объекты системы бухгалтерского учета. В зависимости от норм ведения учетных операций (учетной политики) формируется база для налогообложения.
Субъект малого предпринимательства самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, самостоятельно приспосабливает реестры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих условий:
· единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей его ведение на основе принципа начисления и двойной записи;
· сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
· накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе покупателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью предприятия.
Общий налоговый режим предусматривает то, что субъекты малого предпринимательства уплачивают федеральные, региональные и местные налоги, установленные Налоговым кодексом РФ. К федеральным налогам и сборам относятся:
o налог на добавленную стоимость;
o акцизы;
o налог на доходы физических лиц;
o единый социальный налог;
o налог на прибыль организации;
o налог на добычу полезных ископаемых;
o водный налог;
o сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
o государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
· налог на имущество организации;
· налог на игорный бизнес;
· транспортный налог.
К местным налогам и сборам относятся:
o земельный налог;
o налог на имущество физических лиц.
Данная классификация налогов и сборов по уровням бюджетной системы РФ носит исчерпывающий характер, но это не означает, что предприятие обременено всеми этими налогами. Все зависит от сферы деятельности, имущества, принадлежащего субъекту предпринимательства. Например, юридическое лицо, не обладающее земельными участками или транспортными средствами, не обязано платить земельный или транспортный налог.
Общая система налогообложения - это именно тот налоговый режим, на который попадает практически каждое предприятие сразу после регистрации, если не изъявит желание перейти на специальный налоговый режим, т.е. не подаст заявление о переходе на специальный налоговый режим. Особенностью деятельности малых предприятий в условиях общего налогового режима является уплата налога на добавленную стоимость (НДС), данный налог платят все организации, за исключением тех, у которых сумма выручки за квартал не превышает 2 млн. руб. без учета НДС.
Для освобождения от уплаты НДС субъекту малого предпринимательства необходимо в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев не реализовывать подакцизных товаров (алкоголь, табачные изделия и т.д.), а также не вести деятельности, связанной с ввозом товаров на таможенную территорию РФ,
Данную норму можно считать своеобразной льготой по уплате НДС, связанной с упрощением документооборота (не выставляются счета-фактуры, не ведутся книги покупок и продаж), к то же время ограничение по выручке не позволяет расти, увеличивать рентабельность, так как превышение установленного лимита выручки 2 млн. руб. возвращает предприятие к уплате НДС. Ланная льгота используется предприятиями, которые реализуют товары, работы и услуги населению, ведь в этом случае НДС является наценкой на стоимость данной продукции, работ, услуг. Если же организация работает с крупным предприятием, то отказываться от уплаты НДС нецелесообразно, так как бремя уплаты НДС полностью ляжет на покупателя.