Способы финансирования и управления бюджетным дефицитом
Основу системы государственного регулирования социально- экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.
По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Благодаря бюджету, государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономики и социального развития.
Государственный бюджет Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней и включает:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тыс. городских, районных, сельских бюджетов) [17, с.74].
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Вторая функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступили в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.
Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда - дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо - дефицит бюджета.
Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета - категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.
Целью данного исследования является изучение способов финансирования и управления бюджетным дефицитом.
Предмет исследования- механизм способов финансирования и управления бюджетным дефицитом.
Объект исследования- формы и методы финансирования и управления бюджетным дефицитом.
Исходя из цели, в работе были решены следующие задачи:
изучены сущность бюджета государства;
проведен анализ бюджета УР и МО «Город Ижевск» за 2010-2011гг.;
выработаны направления оптимизации финансирования и управления бюджетным дефицитом.
Методологическая база исследования представляет собой систему методов, включающую: эмпирико - теоретический, системного анализа, сравнения,.
Информационной базой исследования являются источники специальной литературы отечественных авторов по проблемам темы, в том числе журнальные статьи, интернет, нормативно - правовые акты.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ
- Понятие и сущность бюджета
- Способы управления бюджетным дефицитом
- Нормативно- правовая база формирования бюджета
- Регулирование формирования бюджета
- Анализ основных показателей бюджета
- Выявление недостатков финансирования и управления бюджетным дефицитом
- Направления и оптимиация способов финансирования и управления бюджетным дефицитом удмуртской республики