Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности
1. Доход на одну обыкновенную акцию, определяемый как отношение разности величины чистой прибыли и суммы дивидендов по привилегированным акциям к общему числу обыкновенных акций. Для расчета этого показателя, равно как и других параметров оценки положения компании на рынке ценных бумаг, привлекаются данные внутреннего управленческого учета эмитента и данные учета на фондовом рынке.
2. Ценность акции, которая определяется как отношение рыночной цены (курса) акции к величине дохода на акцию.
3. Рентабельность акции, рассчитываемая путем деления величины дивиденда на одну акцию на рыночную цену (курс) акции.
4. Дивидендный выход, что есть частное от деления дивиденда на одну акцию на величину дохода на акцию.
5. Коэффициент котировки акции, определяемый как отношение курса акции к её учетной цене.
В целом, рост показателей оценки положения компании на рынке ценных бумаг может быть следствием повышения результативности её работы и должен рассматриваться как положительный момент для её финансового состояния. Однако это не всегда может быть столь однозначно. Например, увеличение суммы дивидендов может быть вызвано не ростом рентабельности собственного капитала, а политикой «задабривания» акционеров, когда компания старается во что бы то ни стало обеспечить обещанные высокие дивиденды. Так же рост курсовой стоимости акций может быть вовсе не связан с реальным положением дел на предприятии. Он может быть следствием биржевых спекуляций.
Обобщая рассмотренные нами показатели результативности деятельности предприятия, заметим, что для этих показателей, равно как и для параметров финансовой устойчивости, не существует каких-либо строгих нормативов. Оценка приемлемости уровня того или иного коэффициента всегда индивидуальна для конкретного предприятия.
Характеристики финансовой устойчивости и результативности хозяйствования предприятия находятся в тесной взаимосвязи между собой. Практикой финансового менеджмента были разработаны жестко детерминированные факторные модели, которые позволяют количественно оценить степень этой взаимосвязи. К числу наиболее известных из таких моделей относится система факторного анализа фирмы «Дюпон».
Эта факторная модель предполагает разложение показателя рентабельности авансированного капитала на следующие составляющие:
Формула демонстрирует, что рентабельность авансированного капитала предприятия зависит от рентабельности реализации продукции и от достигнутого при этом уровня оборачиваемости всего имущества.
Экономический смысл этой формулы таков: уровень оборачиваемости средств мультиплицирует величину чистой прибыли, получаемой предприятием в ходе каждого отдельного цикла производства и реализации продукции. Поэтому для повышения результативности функционирования всего капитала компании финансовым службам необходимо регулировать одновременно два параметра: рентабельность реализации и оборачиваемость активов.
Для показателя рентабельности собственного капитала формулу Дюпона можно представить в развернутом виде:
Эта схема показывает, что рентабельность собственного капитала зависит от 3 факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости имущества и структуры капитала предприятия в части соотношения заемных и собственных средств. Кроме того, схема демонстрирует, что рост рентабельности вложенных собственниками средств может достигаться при одновременном росте рентабельности всего капитала предприятия и увеличении его финансовой зависимости. Отсюда можно сделать вывод, что рост показателя рентабельности собственного капитала не всегда говорит о положительной тенденции для укрепления финансового состояния предприятия. Этот рост может сопровождаться и ухудшением финансовой устойчивости.