wwwGreatFin
Большие финансы

Финансовый контроль в России

Вопросы эффективности государственного финансового контроля (аудита эффективности) являются актуальными в настоящее время не только для России. Детальное знакомство с опытом парламентского контроля США, Канады, Германии, Франции, Швеции и других стран наглядно нас в этом убеждает.

Необходимо повышение эффективности функционирования системы управления государственными финансами, прозрачности бюджетной политики государства, рациональности и результативности бюджетных расходов актуализирует вышеуказанную проблему и для современной России.

Эффективность финансового контроля предполагает двойное толкование: с одной стороны - эффективность использования бюджетных средств, с другой - эффективность методов государственного финансового контроля.

'Важно подчеркнуть, что эффективность контроля напрямую связана с достижением реальной независимости контролирующих органов, т.е. обеспечением такого правового статуса, который позволил бы им устранять недостатки и отступления от закона в полном объеме, оперативно и, что самое главное для современной действительности, невзирая на лица. Наряду с законодательным закреплением принципа независимости, органы контроля (надзора) должны быть организационно, функционально и материально независимы от юридических или должностных лиц, деятельность которых они проверяют. Независимость органов контроля играет важную роль в государственном механизме, так как именно она позволяет успешно и эффективно осуществлять контрольную деятельность, решать поставленные перед ней задачи по обеспечению дисциплины, законности и правопорядка.

Проблемы должного обеспечения контроля и надзора, унификации функций соответствующих органов, их взаимодействия, что называется, у всех на слуху. Не обошел их вниманием и Президент РФ В.В. Путин, констатировав, в частности, что чиновники от имени государства продолжают выполнять множество не заказанных и не нужных налогоплательщику функций - разрешительных, лицензионных, надзорных. Упрек главы государства контрольно-надзорному корпусу не остался только популистским выступлением; 9 марта 2004г. Президент РФ подписал Указ №314 "О системе и структуре федеральных органов государственной власти", в соответствии с которым функции по контролю и надзору теперь сосредоточены в федеральных службах. Таким образом, сделан важный шаг в направлении конкретизации планового статуса контрольно-надзорных органов, унификации их полномочий, а также сокращения количества.

Недостаточное Внимание к терминологии, качеству понятий, используемых в законе, приводит к низкой эффективности его норм. Правоту этого высказывания подтверждает анализ положений о новых федеральных службах, которые свидетельствуют о продолжающемся смешении понятий контроля и надзора и их функций. Многие убеждены, пора поставить точку в затянувшейся дискуссии о сущности, содержании, соотношении контроля и надзора, разделить неодинаковые (хотя и весьма схожие) понятия. Кстати, еще в середине прошлого века было отметено, что органы надзора и контроля, выполняя общую задачу - осуществление борьбы за законность, тем не менее являясь различными по своему правовому положению органами государства, каждый из них действует присущими ему методами. Готовы подписаться под каждым словом этого безусловно правильного суждения. Тем более что такую позицию разделяют и современные авторы. К примеру, Я.А. Гейвандов писал: контроль, и надзор в теории российского права, в правоприменительной практике имеют самостоятельное значение и собственное содержание Е.Ю. Грачева подчеркивает, что контрольные и надзорные органы обладают различными полномочиями относительно проверяемых лиц. Считается; что основные различия контроля и надзора заключаются в следующем:

в ряде случаев контроль осуществляется в отношении подчиненных органов;

контролеры вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта (например, в полномочия сотрудников Федеральной антимонопольной службы входит право останавливать деятельность предприятий);

контроль предполагает оценку деятельности контролируемого объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности;

должностные лица органов контроля вправе самостоятельно привлекать правонарушителей к ответственности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5