Процесс формирования межбюджетных отношений государства, современное состояние и проблемы
Таким образом, исходя из обозначенных выше проблем в предстоящем среднесрочном периоде меры по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления в стране должны быть, направлены на оптимизацию государственных функций и их эффективное распределение между всеми уровнями государственного управления [12, c.32].
Основными целями совершенствования системы государственного управления должны стать повышение эффективности реализации государственных функций и оказание общественных услуг населению за счет оптимального распределения функций, полномочий и ответственности между всеми уровнями государственного управления, а также формирование рациональной системы межбюджетных отношений.
Для достижения указанных целей предполагается последовательное решение следующих задач:
) определение оптимального перечня государственных функций, их
систематизация и классификация;
) четкое разграничение функций, полномочий и ответственности между всеми уровнями государственного управления;
) формирование оптимальной модели межбюджетных отношений, обеспечивающей все уровни государственного управления достаточными финансовыми средствами для осуществления возложенных на них функций.
) институциональное и функциональное укрепление сельского, поселкового, городского (районного значения) уровней государственного управления.
В предстоящем периоде меры по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления будут направлены на оптимизацию перечня государственных функций и эффективное распределение их между всеми уровнями государственного управления с последующим построением соответствующей модели межбюджетных отношений.
Опыт проведения функционального анализа показывает, что данный процесс должен быть непрерывным и постоянным для достижения большей эффективности его результатов. В связи с этим предстоит дальнейшая работа по формированию общей методологии его проведения, оценки и анализа результатов. В ходе функционального анализа должны быть определены:
- функции государственного сектора управления;
- функции, не свойственные для государственных органов, подлежащие передаче в конкурентный сектор;
- функции управления и регулирования, которые нецелесообразно осуществлять в конкурентном секторе и необходимо передать в сферу государственного управления;
- функции государственного управления, не нашедшие четкого отражения в законодательных актах, подлежащие последующей конкретизации.
В этих целях будет составлен перечень существующих государственных функций и осуществлена их классификация.
Предусматривается следующая классификация государственных функций:
- функции формирования политики (определение целей и приоритетов государственной политики);
- исполнительные функции (осуществление мер по реализации государственной политики);
- регулирующие функции (контрольно-надзорные функции);
- функции предоставления услуг общего характера (предоставление прямых услуг государственными учреждениями организациям частного сектора и населению).
Одновременно будет проведен анализ обеспеченности действующих государственных функций финансовыми ресурсами. В этих целях предполагается определить «стоимость» государственных функций на основе существующих (после проведения инвентаризации и обновления устаревших) и разработки новых норм и нормативов расходования.
Данный перечень станет основой для дальнейшего разграничения функций по уровням государственного управления. На его базе будет разработана единая бюджетная классификация для всех уровней бюджетов. Функции, осуществляемые в настоящее время государственными органами, но не включенные в вышеназванный перечень, предполагается передать в конкурентный сектор. Одновременно с классификацией государственных функций предусматривается осуществить их группировку по степени приоритетности на обязательные, основные и дополнительные государственные функции. В перечень обязательных будут включаться функции по осуществлению государственных услуг общего характера, предоставлению государством населению услуг, гарантированных Конституцией Республики Казахстан и конституционными законами страны. [13, c.281]
Основными являются функции, принятые на себя государством исходя из целей и приоритетов государственной политики на современном этапе развития государства, в соответствии с законодательными актами и государственными программами.
Дополнительные функции связаны в основном с осуществлением государственной инвестиционной политики, а также ряда текущих функций и услуг, носящих временный или разовый характер.
Подобное структурирование государственных функций в целом будет направлено на обеспечение концентрации усилий государственных органов всех уровней при реализации обязательных и основных государственных функций, сокращение доли дополнительных функций с передачей их в конкурентный сектор.