wwwGreatFin
Большие финансы

Нормативно-правовое регулирование финансовой политики

Наиболее крупные подразделения финансового права - части. Оно состоит из дух частей - общей и особенной.

К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в данной области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.

Нормы общей части финансового права конкретизируются в его особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области бюджетной системы; внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; финансов государственных и муниципальных предприятий; государственных и муниципальных доходов; государственного и муниципального кредита; организации имущественного и личного страхования; государственных и муниципальных расходов; банковского кредитования; денежного обращения и расчетов; валютного регулирования [2,с 126].

Эффективность функционирования государственной финансовой политики обеспечивает финансовый контроль.

Финансовый контроль - установленная финансово-правовыми

нормами система контрольных мероприятий, осуществляемых публичными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Финансовый контроль - это мониторинг и обеспечение соблюдения узаконенных интересов государства, а также муниципальных образований в финансовой сфере. Этим обеспечивается бесперебойное и эффективное финансирование деятельности государства и органов местного самоуправления.

Финансовый контроль призван обеспечивать правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения; соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности; эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях; выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств; успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов; пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий; улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся проверки, обследование, экономический анализ, ревизия.

Контроль проводится всеми государственными органами [2,с 130].

3. Особенности финансовой политики Украины

Перейти на страницу: 1 2