wwwGreatFin
Большие финансы

Нормативно-правовое регулирование финансовой политики

Нормы финансового права регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования фондов денежных средств). Таким образом, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности, которые принято называть - финансовые правоотношения.

Финансовые правоотношения - это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, использования фондов денежных средств и регулируются нормами финансового права; их участники связаны взаимными юридическими правами и обязанностями. Финансовые правоотношения, входящие в предмет финансового права, отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения [2,с 122].

Применительно к институтам финансового права можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Выделят 3 функции выполненные наукой финансового права по отношению к действующему законодательству:

¾ Аналитическая (комментирование, классификация финансово-правовых норм, приведение их в стройную и понятную систему).

¾ Критическая (выявление дефектов и недочетов в действующем финансовом законодательстве, фиксация несоответствий правовой нормы требованиям жизни).

¾ Конструктивная (способствует образованию новых финансовых норм, что используется в процессе нормотворческой деятельности государства).

Как отрасли публичного права финансовому праву присущ метод государственно-властных предписаний, свойственный и всем другим отраслям, относящимся к публичным (административному, уголовному и т. д.), т. е. обязательная сторона финансово-правовых отношений - орган государственной власти или орган местного самоуправления, поддерживая публичный финансовый интерес, дает обязательное предписание другой стороне в области финансов. В этом и состоит сущность метода властных предписаний. Однако в финансово-правовых отношениях речь идет о фондах денежных средств, необходимых для функционирования государства и органов местного самоуправления на его территории Метод финансового права характеризуется следующими особенностями:

- одной из сторон финансовых отношений всегда выступает орган государственной власти;

любое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, данное органом государственной власти, поскольку оно является односторонне властным;

Основными источниками финансового права являются нормативные и законодательные акты, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, Указы президента (носят организационный характер), Постановления правительства, локальные нормативные акты, нормативный договор (договорный акт, устанавливающий правовые нормы обязательно для многочисленного, формально определённого круга лиц рассчитанного не неоднократное применение и действующий не зависимо от того возникают или прекращаются предусмотренные к ним нормы), Постановления конституционного суда.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Финансово-правовые нормы представляют собой исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они, в отличие от норм других отраслей права, регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д. Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Совокупность финансово-правовых норм выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения (подотрасли, разделы) [2,с 123].

Перейти на страницу: 1 2