Контроль выполнения бюджета организации и анализ отклонений
Как видно из таблицы, отклонения денежного потока второго квартала являются весьма существенными - 68%. . Это вызывает необходимость произвести факторный анализ отклонений.
Технология проведения этого анализа достаточна проста. Основная идея состоит в ответе на вопрос: какое отклонение имел бы денежный поток, если бы каждый фактор действовал отдельно. При этом следует сделать многократный пересчет бюджета для каждого отдельно действующего фактора с условием, что этот параметр принял значение, наблюдаемое по факту выполнения бюджета. Для проведения такого анализа должна использоваться компьютерная программа, позволяющая оперативно пересчитывать бюджеты.
Результаты анализа в комплексе позволяют установить приоритеты влияния каждого фактора (Таблица 3.21). В данном конкретном случае отклонение объема продаж играет наиболее существенную роль, так как его фактическое отклонение от плана создает отклонение денежного потока на уровне 43%. Ближайший по влиянию фактор - цена товара, которая в данном случае приводит к отклонению денежного потока на 19,43%. Влияние остальных факторов сравнительно менее существенно.
Таблица 3.21
Результаты факторного анализа отклонений денежного потока
Фактор влияния |
Денежный поток, тыс.руб. | |||||
Квартал 1 |
Квартал 2 | |||||
план |
факт |
темп роста, % |
план |
факт |
темп роста, % | |
1. Объем продаж |
84 840 |
85 880 |
101,23 |
84 840 |
48 342 |
56,98 |
2. Средняя цена единицы товара |
84 840 |
87 465 |
103,09 |
84 840 |
68 352 |
80,57 |
3. Средняя цена 1 кг сырья |
84 840 |
87 725 |
103,40 |
84 840 |
79 242 |
93,40 |
4. Постоянные накладные затраты |
84 840 |
84 840 |
100,00 |
84 840 |
81 389 |
95,93 |
5. Переменные накладные затраты |
84 840 |
84 840 |
100,00 |
84 840 |
80 188 |
94,52 |
Выводы, сделанные в отношении приоритетов влияния факторов, предопределяют управленческие решения, которые могут быть рекомендованы соответствующим функциональным подразделениям организации. Основной центр ответственности за невыполнение бюджета - это маркетинговое подразделение. Нужно обратить особое внимание на неэффективность работы этого подразделения: усилить контроль выполнения текущих заказов потребителей, улучшить систему прогнозирования объемов продаж, проводить более сдержанную политику ценовых скидок и т.д. Разумеется, в рамках второго подхода по-прежнему остается необходимость корректировать объемы и, возможно, цены продаж будущих периодов. Однако в отличие от первого подхода это перепланирование делается на фоне новых управленческих решений.
Стратегический подход к анализу отклонений
базируется на убеждении, что оценка результатов деятельности организации, в частности, выполнения бюджета, должна осуществляться с учетом стратегии, которой следует организация. Данный подход не предлагает какую-либо вычислительную технологию контроля. Он устанавливает отправную точку процедуры контроля бюджета. Другими словами, проанализировав стратегию организации, финансовый менеджер выбирает соответствующую этой стратегии вычислительную процедуру контроля.