Формирование кредитного рейтинга клиентов ОАО "Нефть-Инфо"
Поскольку, дебиторская задолженность предприятия неоднородна целесообразно ввести ее дробление по нескольким группам риска (с использованием данных реестра старения задолженности и/или кредитного рейтинга дебиторов).
Тогда сумма резерва (и уменьшения в активах величины дебиторской задолженности) может быть вычислена по формуле:
R i = ∑i r i A i j (3.4)
Rj - сумма резерва по i-ой группе задолженностей,
ri - норматив резервирования по данной категории,
Aij - суммарная величина задолженности по j категории.
Правила бизнеса (business rule) - формальная процедура или методика, определяющая типовое управленческое решение в определенной типовой ситуации. Кроме непосредственной практической пользы в принятии "хороших" решений снижающих риск неправильных действий сотрудников, зафиксированные бизнес - правила создают корпоративную базу знаний компании, повышая ее управленческую стоимость.
Автоматизация бизнес-правил (для начала, как обязательный вывод управленческой справки - например, по кредитному рейтингу и величине задолженности компании при решении вопроса об условиях продажи) является весьма полезным свойством информационных систем управления.
Основными параметрами определяющими стандарты (бизнес-правила) предоставления кредита являются:
объем продаж по отдельным группам товаров;
объем инвестиций в дебиторскую задолженность и стоимость привлекаемого для этих целей капитала;
величина невозвратных долгов по дебиторской задолженности.
Стандарты заключаются в минимально допустимых условиях, которые должны выполняться покупателями и задаются стандарты не абсолютными значениями, а некоторыми интервалами, которые служат опорными показателями для менеджеров компании. Отступая от стандарта, с целью увеличения объема продаж менеджер берет риски на себя.
Например, возможны следующие бизнес - правила:
при наборе менее 50 баллов кредит компаниям не предоставляется. Расчеты ведутся в предоплате или по факту;
от 50 до 70 баллов компаниям предлагается ограниченное кредитование, которое может быть выражено в дополнительных условиях (например, в ограничениях на сумму кредита или на отсрочку платежа с последующим жестким контролем срока оплаты);
при более 70 баллах предоставляется кредит на стандартных условиях (определяются рассмотренным выше методом the economic time of credit), а также возможны эксклюзивные условия в случае стратегической значимости конкретного покупателя или предполагаемых экономических выгод в будущем.
В случае неблагополучного положения с погашением дебиторской задолженностью и, вообще, дефиците денежных поступлений в компании могут быть стандартизированы бизнес-правила предоставления скидок и льгот покупателям при досрочной оплате (относительно нормативной допустимой отсрочки).
Чтобы заинтересовать клиентов в предоплате или в своевременном погашении задолженности за поставленные компанией товары, необходимо разработать достаточно привлекательные системы скидок и льгот. Последовательность действий может быть следующей:
Рассчитывается минимально допустимый процент прибыли, при котором бизнес является все еще прибыльным. Минимально допустимый процент прибыли - это отношение годовой прибыли, при которой ваша компания все еще представляет экономический интерес, к годовому объему продаж. Он будет обозначать "нижнюю границу", за которую отступать нельзя. Например, в качестве нижней границы может выступать "точка безубыточности"
Разница между текущим процентом прибыли и расчетным минимально допустимым разбивается на сегменты.
Используя эти сегменты, создается дифференцированная система скидок. Наибольшие скидки предоставляются тем клиентам, которые платят в форме наиболее благоприятной для укрепления финансового положения компании.
В систему скидок может входить:
высокие скидки за предоплату;
дифференцированные скидки за своевременные платежи и платежи, сделанные ранее установленного крайнего срока;
скидку за платежи наличными, поскольку платежи в другой форме сопряжены с издержками обращения, которые уменьшают выручку;
дифференцированные скидки в зависимости от объема закупок.
Рассчитаем бизнес-правила стимулирования досрочной оплаты в отношении ООО "КамЭнергоСтройПром".
Исходные данные:
годовой объем продаж (руб.) - 12 000 000;
текущая прибыль (руб.) - 4 200 000;
текущая прибыль (%) - 35%;
минимально допустимая прибыль (руб.) - 3 240 000;
минимально допустимая прибыль (%.) - 27%;
разница (%) - 8%.
Правила предоставления скидок:
Если по условиям контракта клиент должен оплатить товар не позже чем через 30 дней после поставки (возможный норматив предоставления коммерческого кредита клиентам с высоким рейтингом), а клиент платит досрочно: