Особенности формирования и использования финансовых ресурсов в коммерческих предприятиях
. Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступлений от основных («материнских») компаний, учредителей (например, при принятии решения об увеличении уставного капитала).
Структура всех источников формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций в РФ приведена на рис.1[10]. Данные диаграммы свидетельствуют о том, что при большом разнообразии таких источников наибольший удельный вес занимает выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Рис. 1 - Структура источников формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций
За счет перечисленных источников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческих организаций: денежные доходы, денежные накопления, денежные поступления.
1. Денежные доходы коммерческой организации:
· Прибыль от реализации товаров (работ, услуг);
· Прибыль от реализации имущества.
Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (уменьшенная на величину НДС, акцизов и других аналогичных налогов) и затратами на производство товаров (работ или услуг). В современной финансовой отчетности различают валовую прибыль (выручка от реализации («минус» НДС, акцизы и другие аналогичные платежи) - себестоимость проданных товаров (без учета коммерческих и управленческих расходов)) и прибыль (убыток) от продаж (валовая прибыль - коммерческие и управленческие расходы).
Прибыль от реализации имущества определяется как разница между выручкой от реализации имущества и расходами, связанными с такой реализацией.
Прибыль является важнейшим показателем финансово-хозяйственной деятельности организации, анализ ее абсолютной величины, динамики, соотношения с затратами или выручкой от реализации используется для оценки финансового состояния организации, в том числе при принятии решения об инвестициях, банковском кредите. Важнейшим показателям прибыли является рентабельность.
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:
· процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
· процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
· процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
· отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.