Выполнение финансового плана
Приведем пример расчета индекса цен за 2007 г.:
Индекс цен =
Январь = 259,17 : 231,4 = 1,12
Февраль = 284,62 : 231,4 = 1,23
Март = 303,13 : 231,4 = 1,31
Точно так же рассчитываются индексы по другим месяцам. Средняя цена за год и по месяцам выводится самостоятельно специалистом по финансам.
Таким образом, ООО "Русторг" увеличивает цены тогда, когда ожидаются праздничные дни, установленные в РФ. Это новогодние праздники, 23 февраля, 8 марта, майские праздники, ноябрьские. Кроме того, в июле - августе - самых теплых месяцах года - чаще всего проводят свадьбы. Поэтому в эти месяцы цены также повышаются. Наоборот, цены приходится снижать в такие "тихие" месяцы, как апрель, сентябрь, октябрь. Случается, что в эти месяцы продукция реализуется по ценам ниже среднегодовых.
Цены также зависят от цен закупа. Но поставщики-изготовители редко повышают цены в зависимости от сезона. Если их цены и изменяются, то только в сторону повышения. Но цены изменить в зависимости от сезона могут, дилеры, так как их продажи также зависят от сезонности. Немаловажную роль играют конкуренты. Но в основном цены всех конкурентов в г. Перми выше, чем в ООО "Русторг" (кроме производителей). Однако некоторые конкуренты очень гибко реагируют на сезонность продаж изменением цен (повышение цен в новогодние праздники и др.).
География продаж не влияет очень сильно на величину продаж продукции, т.к. ООО "Русторг" в основном реализует алкогольную продукцию на территории Пермской области мелким оптовикам и магазинам. Но, как показывает таблица 1, на величину продаж влияет спрос населения. Спрос зависит как от величины денежных средств населения, так и от социальных процессов, происходящих внутри общества. Но эти процессы практически не поддаются количественному измерению.
В 2006 г. рост объема продаж был вызван не столько повышением продаж в натуральном измерении, сколько ростом цен. Рост цен был вызван, в основном повышением спроса на алкогольную продукцию в предыдущем периоде.
Прежде чем перейти непосредственно к программе совершенствования планирования в ООО "Русторг", нам необходимо проанализировать ценообразование и распределение затрат на предприятии.
Ценообразование и распределение затрат на предприятии
При анализе ценообразования, необходимо учесть, что ООО "Русторг" является оптово-розничным предприятием, т.е. формирует как оптовые, так и розничные цены.
Схема ценообразования имеет следующий вид:
Себестоимость продукции |
Прибыль предприятия |
Акциз |
НДС |
Оптовая надбавка |
Торговая надбавка |
Оптовая цена предприятия без НДС | |||||
Отпускная цена предприятия без НДС | |||||
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) | |||||
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли) | |||||
Розничная цена |
Рис. 1. Формирование оптовой и розничной цены в ООО "Русторг".
Т.е. оптовая продажная цена включает цену закупки у производителя или дилера + оптовая надбавка.
А розничная цена включает и торговую надбавку. При формировании бюджетов на данном предприятии учитываются только оптовые цены на алкогольную продукцию.
Калькулирование затрат происходит с учетом затрат на закуп продукции и издержек на продажу товаров.